Ибн Араби (полное имя — Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Араби аль-Андалусский) — великий деятель арабской культуры, родился в 1165 году в Мурсии, Испания. На тот момент место его рождения было культурным и историческим центром всей Испании. Будущая выдающаяся личность получил классическое образование ученого.

За 75 лет жизни он много путешествовал и посетил Каир, Мекку, Багдад, Иерусалим, Тунис, Кордову. Известен как автор книг “Святой дух”, “Мекканские откровения”, “Книга путешествия”.

Ибн Араби оказал широкое влияние на культурное развитие не только исламских стран, но смог повлиять и на средневековую Европу — так, в произведениях Данте обнаружены отголоски философии Ибн Араби. За свои деяния поэт получил прозвище “Великий шейх”.

Он является основоположником версии о единстве бытия. Таким образом, Ибн Араби утверждал, что интуиция, внутреннее чувство, куда важнее интеллекта и знаний, поскольку внутренне озарение является свидетельством связи с богом, высшим создателем.

Помимо собственной теории на его творчество повлиял суфизм — популярное на то время философское учение. По этой причине был мистиком — верил в некую силу свыше. Ибн аль-Араби разделял теорию неоплатонизма (за что его и называли “Сыном Платона”), как большинство поэтов того времени.

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что Ибн Араби не раз встречался с другими известными философами — например, с Ибн Рушдом. Суфист и писатель был приверженцем ишракизма.

В то же время зарождалось единство свидетельствования — мысль, которая полностью противоречила теории Ибн аль-Араби. Так, философы разделились во мнениях — Ибн Тиймиййи довольно резко отзывался о “единстве существования”, выдвигая свои доказательства. Позже это стало основой для концепции ваххабизма, главной фигурой которого и стал этот деятель.

Из-под руки писателя вышли томы поэзии и труды по философии, а также “Толкование Корана”. В общей сложности, он написал около 100 произведений. Творениям Ибн аль-Араби присущи витиеватость мысли, сложные аллегории и тяжёлые для восприятия символы. Главная тема — Бог и бытие, которое может быть поделено на Истину и Творение. Совершенное творение — человек — это возможность Бога посмотреть на себя со стороны, то есть, люди являются зеркалами творца.

Подобная концепция вызывала множество споров у средневековых философов, однако влияние Ибн Араби на литературу и суфийскую концепцию переоценить сложно.

Алексей Д