Юлий Цезарь в своих трудах описывал галлов как чрезвычайно набожный народ, совершающий человеческие жертвоприношения своим небесным владыкам. Мировоззрение галльских язычников строилось на представлении о том, что подношениями можно расположить к себе милость богов – это значит, что в случае бедствий, битв или болезней задобренный приношением бог будет стоять на стороне человека, защищая и сохраняя ему жизнь.

Цезарь также пишет, что некоторые из галльский племен совершают жертвоприношения путем сжигания чучел, заполненных живыми людьми, однако современная наука не уверена в достоверности подобных описаний.

Боги древних галлов
Проблема при изучении галльского языческого пантеона состоит в том, что в разных племенах одни и те же боги носили разные имена, а римляне пытались осмыслить этих богов со своей точки зрения, давая им имена из римского пантеона, как это делал Цезарь. Самими галлами же эти имена вслух произносились редко, потому что боги считались сакральными. Они являли собой олицетворения различных природных элементов и стихийных сил, а так же некоторых духовных аспектов человека.

На данный момент историки выделяют более 400 имен различных галльских божеств, здесь представлены некоторые из них:

Альбиорикс – владыка и царь мира.

Катурикс – бог войны и битв.

Огмиос – бог “связыватель”, то есть мифический герой, ведущий души из одного мира в другой.

Езус – в переводе означает “добрый бог”, между тем считается богом гневным, требующим жертвоприношений путем повешенья на дереве.

Таранис – бог грома и огня. Жертвы ему приносились сжиганием на костре.

Тевтат – бог воды. Жертвы ему, соответственно, утапливались. Также является владыкой галльского племени.

Эпона – богиня лошадей и наездников. Изображалась сидящей верхом на лошади.

Многие племена именовали богов по-своему, поэтому составить единый галльский пантеон на данный момент не представляется возможным. О некоторых мы не знаем практически ничего, кроме имени или образа, изображенного галльскими художниками. Примерно триста из четырехстах галльских богов упоминались лишь единожды.

Алексей Д