Пиетизм зародился в XVII веке в недрах лютеранства, и за время своего существования претерпел немало изменений. Он так и не сумел оформиться в самостоятельную церковь, а остался религиозно-философским учением. Оказал большое влияние не только на различные протестантские течения, но и на философию и литературу.

Живая вера

В основе учения  представление о том, что человек может спастись только посредством живого общения с Богом. Мистическим, эмоциональным переживаниям Божественной любви последователи пиетизма придавали большое значение. Считали, что не в богословских ученых спорах и не в заумных проповедях смысл христианства, а в применении правил Святого Писания в повседневной жизни.

Основатель пиетизма Шпенер утверждал, что лучше быть католиком с «Живой верой в Христа», чем «ортодоксальным лютеранином». Сторонники пиетизма ввели практику домашнего чтения и изучения Библии. Проповедовали скромный образ жизни, выступали против увеселений и азартных игр. Изобличали лицемерие официальных представителей церкви, противопоставляя ему личное благочестие и праведный образ жизни.

Трансформация пиетизма

К началу XVIII веку пиетизм стал перерождаться в доктринальное учение, осуждающее всех инакомыслящих. Пиетисты сетовали на безбожие и осуждали научные познания. Во многом благодаря приверженцам пиетизма из Галле был изгнан философ Вольф. Благочестие становилось шаблонным, а не искренне переживаемым чувством. Возрождение пиетизма произошло в конце XVIIIначале XIX века, когда была сделана попытка вернуться к его первоистокам.

Влияние

Пиетизм нашел свое отражение в немецкой классической философии, в частности, в творчестве Канта и Шеллинга.  Многие представители немецкого литературного направления «Буря и натиск» также испытали влияние пиетизма. Присущая пиетизму культура самонаблюдения наложила отпечаток на становление такого литературного жанра, как психологический роман.

Алексей Д