Антична філософія, Історія філософії        23 Червня 2017        154         Прокоментуй!

Киренаики

Киренская философская школа была создана Аристиппом, живущем в ливийском городе Кирена в 435 – 360 годах до нашей эры.
Аристипп говорил о том, что единственный достоверный способ познания – это субъективные чувства и ощущения каждого отдельного человека, и, следовательно, все люди воспринимают реальность по своему.

Киренаики
Подобная теория рождала и соответствующее отношение к этике. Если единственное в чем человек может быть уверен – это его собственные переживания, то все важное в жизни и есть его личные ощущения, высшая форма которых – наслаждение.
Хотя Аристипп и считал удовольствие главным благом, он все же считал, что оно должно быть безмерным – человек не должен быть рабом своих ощущений. Учение киренаиков – это восхваление радости жизни, которое, однако, не редко приводило к мыслям о смерти и конечности бытия. Гегесий Александрийский считал истинное наслаждение недостижимым, так как неизбежно влечет за собой определенные последствия. Гегесий и некоторые его последователи считали, что смерть это единственно правильный выход из противоречий разума, и часто кончали жизнь самоубийством.
Большинство киренаиков были атеистами, что являлось естественным следствием теории Аристиппа – раз богов нельзя увидеть, услышать, прикоснуться к ним, значит – их не существует. Атеистической философии придерживался и автор «Священной истории» Эвгемер (конец IV – начало III в. До н.э.) – основоположник эвгемеризма, учения о естественном происхождении религии.

Эвгемер полагал, что боги – люди, жившие в далеком прошлом и запомнившиеся выдающимися поступками, со временем приобретя статут всемогущих небожителей.
Теории Аристиппа дожили до III века до н. э. в лице в лице Гегесия Александрийского, преподававшего учение киренаиков в Александрии.

Алексей Д

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook