Этот текст считается одним из самых ранних апокрифов, которые не вошли в каноническую рукопись Деяния Апостолов. Этот апокриф дошел до современности не полностью, есть перевод на латыни рукописи Верчелли и коптский вариант. Этот апокриф II века был написан на греческом. Как утверждает большинство специалистов, он основывается на Деяния Иоанна. Именно этот вариант интересен описанием сотворения чудес и борьбы между апостолом Петром и Симоном Волхвом.

Деяния Петра (апокриф)

В самом тексте описаны чудеса, сотворенные Петром. Например, он воскресил рыбу и наделил псов голосом. В отдельных вариантах это еще случай, когда женщина (дочь Петра) предпочла паралич интимным отношениям. Действия Симона Волхва здесь осуждаются, и прослеживается отношение автора к его творениям. Петра раздражают чудеса Симона, он говорит, что таким образом Симон пытается привлечь к себе сторонников обманом. Вызывает его на состязание, чтобы убедились люди, в чьих деяниях божественная сила, а в чьих обман. По одной из легенд маг убежал, а апостол поражает его данной ему силой, но при этом он просит Господа, чтобы чудотворец не умер, а оказался ранен.

Когда Симон взлетел в небо, а потом упал, он сломал ногу. За это жители избивают Петра камнями и прогоняют из города. Симона отвезли в другой город к врачам, но все же он умирает. После этого Петр попытался сбежать из города, но встретил по пути Иисуса, и он его убедил, что он должен остаться, быть распят, и тогда он снова увидит Христа уже в небесном царстве. Апостол попросил казни головой вниз, потому что считал себя недостойным такого же наказания, как и Спаситель.

Часть, где описана казнь Петра, была сохранена как отдельный текст в греческой, коптской, сирийской, эфиопской, арабской, армянской, славянской версиях. Поэтому существует предположение, что повествование о страданиях апостола Петра – это самостоятельный более ранний по времени апокриф.

Алексей Д