Книга Левит входит в корпус ветхозаветных книг, составляет Пятикнижие Моисеево (Тору). Это третья часть книги после Бытия, является продолжением книги Исход. Ее относят к библейскому канону мировых религий: иудаизма и христианства. Точная дата написания неизвестна, но богослов Маккдональд в своих комментариях допускается мысли, предположительно она была написана в период XV века до нашей эры (между 1450 и 1410 годами до н.э.) [Макдональд.].

История Библии. Книга Левит

Книга Левит относится к законодательным книгам  Ветхого Завета. Содержаться  два факта, которые не имеют никакой  существенной  связи с целым содержанием книги: гл.10, 1-3 стихи – смерть Надава  и Авиуда после того как были посвящены на священническое  служение  Аарона и его сыновья; гл. 24,10-23 стихи – казнь богохульника. Все остальное касается постановлений закона пророка Моисея, изложенные во второй части книги Исход. Чем характерен Левит, тем, что законодательство в нем представлено как развитие и исполнение Божьего Откровения на горе Синай. Идея и цель книги – показать образования с Израиля общины Господней, которая стояла в тесном благодатном и нравственном общении с Яхве (с иврита JVH – Сущий).

В новозаветный время все жертвоприношения стали прообразом Иисуса Христа, Агнца Божьего, Который взял на Себя грехи всего мира (Ин.29). В период жизни Сына Божьего во дворе Иерусалимского храма происходило принесения жертвы. Однако после смерти Иисуса Христа жертвоприношения были прекращены, поскольку Закон, все пророчества Писания (псалмы) осуществились  и необходимости в этом уже не было.

Как видим существовала неразрывная  связь между заветами – старым и новым. Подтверждением этому является сопровождение новозаветной церкви ветхозаветными пророчествами. В 18 главе книги Левит содержатся религиозные нормы человеческого поведения, которые являются общеобязательными в регулировании отношений с Богом: «Мои законы исполняйте  и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Следуя  постановлениям  Моим  и законы  Мои выполняя которые человек будет жив»(Лев.18, 4-5). Книга Левит  призывает человека к изменению  его  образа жизни – с аморального в святое: «будьте святы, ибо Я свят Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2). Еще довольно интересен  ритуал, по которому священнику запрещено  прикасаться к мертвому кроме своих родных, близких (Лев.21, 1-3).

Об установленных для народа Израиля Богом праздниках описывается в книге:  Пасха (14-го дня месяца нисана), Опресноки (15-го дня), Праздник Труб (1-й день седьмого месяца), Очищение  (9-й день седьмого месяца), Кустов (15-й день седьмого месяца), день Юбилея (50-й год) (Лев.23, 24). А в конце 27 – го раздела книги говорится следующее: «Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае» (Лев.27). Как в иудаизме, христианстве и исламе соблюдение предписаний Закона Божьего важно, ведь это сказывается на духовно-нравственных отношениях человека, вечная  жизнь которой зависит от Творца мира.

Литература:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в украинском переводе с параллельными местами / Перевод Патриарха Филарета (Денисенко). – М .: Издание Киевской Патриархии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, 2004. – 1416 с.

Коментарии Маккдональда. Левит введение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bible.by/mcdonald/3/0/

Богдан Стрикалюк