Широкое распространение классическая каббала получила во время расцвета Жеронской школы XIII века в Испании. Выходцы школы, такие как Рамбан, Исаак Слепой и другие, предают огласке основные понятия каббалы – эйн соф и сфироты. Книгу «Зоар» объявляют главным источником каббалистического учения, придают ей священный статус.

Вместе с тем, самым древним источником каббалы считают писание «Сефер Йецира», истоки которой уходят во II век н.э. В ней впервые употребляется особый каббалистический термин «сфироты», еврейский алфавит изображается в виде символов. Однако большинство последователей считают, что книга написана праотцом Авраамом в XVI веке до н.э.

Классическая каббала

Авраам Абулафия известен своими идеями о том, что иврит являет собой суть окружающего мира, и создает практику сосредоточенности «хохмат гацеруф». Благодаря этому каббала начала приобретать черты суфизма. «Зоаре» предшествовала книга «Багир», название который отсылает к первому библейскому стиху. «Багир» датируется 1176 г. Ссылки на эту книгу имеются в работах Рамбана.

Впервые «Багир» получила опубликование в 1651 г. До этого момента рукопись писания была доступна ограниченному количеству лиц. Званием лучшего издания удостоена публикация 1951 г. в Иерусалиме.

Помимо учения о десяти сфирот, «Багир» содержит определение термина гилгул, что в переводе означает перевоплощение. Гилгул служит разъяснением диаспоры о несправедливости, в том числе причин страдания рожденных инвалидами детей. Кроме того, в книге содержится толкование букв иврита.

Значительное место в книге отведено числам. Особо выделяется параграф, посвященный именам бога. «Багир» также содержит краткое объяснение цимцум (самосокращение божественного сияния).
Основополагающая сущность классической каббалы заключена в книге «Зоар» (сияние), автором которой является Шимон бар Йохай. Опубликована впервые Моше де-Леоном в XIII в.

Предание гласит, что автор «Зоар» до написания книги провел вместе с сыном 13 лет в пещере, изучая каббалистические тайны. Книга наполнена особой силой духа. Последователи классической каббалы считают необходимым иметь ее в числе своего имущества. Они верят, что даже неосознанное чтение книги приносит душе пользу, поскольку влияет на подсознание читающего. Такое чтение получило широкое распространение у сефардов. Известность книги была настолько велика, что после печатания ее в XVI веке, каждый образованный человек был готов купить ее.

Среди читателей встречались не только евреи. Книга представляла интерес и тем, кто увлекался еврейским мистицизмом.

Каббалистическое учение основано на идее о том, что главная причина всего человечества и личности отдельно заключена в расхождении вселенских законов. Смысл человеческого существования состоит в духовном развитии личности.

Согласно учению, душа пребывает на Земле до тех пор, пока не найдет свое истинное предназначение. Познав смысл существования, душа перестает возрождаться. Конечная цель души именуется «Гмар тиккун».
До появления Лурианской каббалы классическое учение проповедовало небольшое количество евреев. Толчком послужила миграция ученых каббалистов в город Цфат, где ученик Моше Кордоверо – Ицхак Лурия, дал учению второе дыхание.

Алексей Д