Лурианская каббала является разновидностью теософской каббалы, которая появилась в Цфате в XVI-XVII веках. Она считается наиболее сложной и обширной разновидностью учения о мироздании, получила свое название в честь преподавателя школы Ицхака Лурии (Аризаля).

Особенность учения состоит в том, что Аризаль спроецировал Каббалу на психологию личности.

Его ученики познавали Каббалу через призму своей души, что привело к широкому распространению идей. Кроме того, Аризаль впервые истолковал каббалистические термины, опираясь на историю.
Лурианская каббала формировалась в период Итхалта-де-Геула, т.е. в период, принимаемый за начало прихода Мессии, поскольку на тот момент происходило вынужденное изгнание евреев из Испании, сопровождающееся их массовой гибелью. Создавая новое течение Каббалы, Аризаль видел в этом необходимость.

Лурианская каббала

Обновление иудаизма представлялось возможным благодаря принятию мессианской Торы, основанной на Каббале. Под влиянием Итхалта-де-Геула Аризаль ввел каббалистический праздник Лаг-Баомер и Ту-Бишват, дополненный празднованием урожая плодов Эрец-Исраэль.

Основные идеи Лурианской каббалы

Учение Аризаля базируется на термине цимцум, означающим самосокращение. Цимцум служит началом сотворения мира. Сокращение божественного сияния выделяет полое пространство, где в последующем создается мир. Окрестности этого пространства именуют эйн соф, т.е. божественное сияние, находящееся за пределами мироздания. Мир возникает под воздействием Божественного луча света, направленного в пустоту, в виде наполненных божеством сосудов, именуемых сфиротами.

Согласно учению Лурии, несколько сфирот разбилось, вызвав таким образом беспорядок. Вместо упорядоченного мироздания часть эйн соф пребывают во тьме и ведут борьбу со светом.
Первый сотворенный человек усугубил беспорядок. Сотворив грех, он разбавил царство душ, назначенных человечеству, тьмой.

Возвышенные души смешались с низкими и наоборот. Для изгнания зла из тела Лурия проповедовал аскетизм. Спасение души и тела предполагает совершение добрых деяний, соблюдение заповедей и чтение молитв. Так как тьма повсеместна, ее преодоление возможно только коллективным путем. Аризель полагал необходимым подавлять личные интересы в интересах спасения душ всего человечества.

Последователи Лурианской каббалы не выступали сторонниками сложных обрядов. Они практиковали отречение от бытовых дел, концентрируясь на внутренних ощущениях, отдаваясь власти непознанного. Лурия считал спокойствие и счастье основным компонентом духовных практик. Уныние является источником тьмы, а гнев приравнивается идолопоклонству.

Алексей Д