Історія релігій, Новини        26 Квітня 2018        585         Прокоментуй!

Украинский учёный Олег Мальцев про научные аспекты Европейского Мистицизма

В апреле 2018 года в ходе научного оnline-марафона по теме «Мистицизм как неизвестная научная категория», организаторами которого выступили «Институт памяти», НИИ «Международное Судьбоаналитическое сообщество», «ТУФИР» – Общество украинских философов и религиоведов – была представлена лекция одного из спикеров проекта, украинского учёного, доктора философии, руководителя подразделения «Экспедиционный корпус» НИИ Памяти, Мальцева Олега Викторовича.

Согласно заявленным целям и задачам марафона, ключевой тематикой научного исследования – а именно, предметом исследования – является мистицизм, история мистицизма, инструменты проникновения в тайну этого явления, а также изучение роли влияния мистицизма на становление науки, формирования её структуры и научных основ современной картины мира.

Наряду с выступлениями таких спикеров как Массимо Интровинье (всемирно известный эксперт, социолог религий), Ирина Богачевская, Людмила Филиппович, Александр Сагайдак, Игорь Дмитрук, о проблематике исследования мистицизма с научной точки зрения, безусловно, актуальной является лекция О.В.Мальцева на тему «Мистицизм как научная категория». Объектом исследования и фокусом научного доклада учёного был определён непосредственно Европейский мистицизм, как независимая аутентичная категория.

В рамках доклада Олег Мальцев рассмотрел исторические предпосылки формирования этого явления, провёл культурно-антропологический анализ феномена мистицизма для стран Европы, начиная с 14 века. Особое внимание было уделено фигурам научного мира – выдающимся деятелям науки 17-19 века, которые не только совершили неоспоримый вклад в становление таких дисциплин, как физика, химия, математика, психология, наука фехтования, но и немалую часть своей жизни и деятельности посвятили исследованиям мира, выходящего за пределы материалистической линии познания – мира «потустороннего», «иного», «мистичного», «эзотеричного».

Как известно, мистические изыскания были свойственны таких мэтрам науки, как Д.И.Менделеев, К.Г. Юнг, И.Ньютон и другие; они не только присутствовали как некие факты в биографии учёных, но и напрямую определяли направление учёной мысли, линии экспериментирования, испытательной линии и прочее. В ходе доклада рассматривались причины такого явления, а именно, почему большинство представителей мира научного, а также правящей элиты, в период 14-19 век были мистиками.

С целью рассмотрения данного аспекта, в качества материала для сравнительно-сопоставительного анализа О.В.Мальцев обратился к трудам выдающихся умов прежних эпох – это Луис Пачеко де Нарваэс (Испания) – автор фундаментального трактата о научной системе фехтования Дестреза – «Величие меча»; Жерар Тибо (Франция) – автор книги «Академия меча», что является продолжением культурной традиции Дестрезы, основатель концепции преподавания на основе логической модели «мистического круга»; а также Бласко Флорио (Италия) – автора последнего известного на нынешний момент учебника по неаполитанскому стилю испанского фехтования «Наука Фехтования». На примере выше перечисленных трёх Маэстро фехтования была продемонстрирована модель прикладных и практических доктрин, известных сегодня как «Европейский мистицизм».

Отдельный акцент в ходе демонстраций был уделён тому, что «европейский мистицизм» как явление качественно отличается от иных форм, например, мистицизма восточного, по той причине, что не позиционируется как философская теоретическая доктрина, как оккультное рассуждения, метод попытки восприятия или познания форм потустороннего мира, а выступает исключительно как компиляция прикладного знания о том, как побеждать.
Недаром основой, краеугольным камнем трактатов Ж.Тибо, Б.Флорио и Л.П. де Нарваэс является знание о методологии и системе воспитания навыков прикладного характера – воинских навыков владения оружием разного типа (спада, гладиус, меч, рапира, шпага, дага, стилет, пр.), равно как и навыков психологического плана (самоменеджмент, умение справлятьс со страхом и болью, умение корректировать мышление и пр). К примеру, в трактате Жерара Тибо приведено свыше 50ти примеров того, как разрешается проблема воспитания дисциплины; испанский дворянин Пачеко де Нарваэс так же своим долгом считает передачу знаний, позволяющим воспитывать в последующих поколениях воинов, обладающих и классом, и дисциплиной.
Работа Бласко Флорио, как минимум, интересна тем, что в её основе лежит взгляд аналитический – маэстро неаполитанского стиля фехтования применяет методы глубинной психологии для пояснения причин формирования науки побеждать, поясняя это явления причинами «высшего порядка» – требование наличия навыков «атаковать» и «оборонять»; умение обеспечивать менеджмент с целью реализации собственного «быть» и «иметь»; учёный застрагивает общественные причины формирования аспектов «этика» и «мораль» (причём не только в бою, но и в дни мира); описывает божественную природу умения справляться с сопротивлением внешнего мира, систем и институтов, как созданных человечеством, так и существующих до становления общества.
Данные примеры явственно характеризуют прикладное значение и суть явления «Европейский мистицизм», как свод практических знаний, позволяющих добиваться результатов, реализовывать замыслы и задачи как в условиях военного противостояния (что было неотъемлемой частью человеческого бытия на протяжении многих веков), так и в условиях буржуазного строя, переходящего в капиталистический.
Отличительной чертой качественного уровня знаний Европейского мистицизма является то, что в современном мире принято понимать «междисциплинарное исследование», «знания на стыке наук». О.В. Мальцев как докладчик акцентировал внимание аудитории на том парадоксальном факте, что ранее учёный-мистик (как отдельная единица, не обладающая ресурсами в виде НИИ, специальных лабораторий, не участвовавший в конференциях и прочее) был глубок сведущ в разных областях науки, о чём свидетельствуют примеры Л.П де Нарваэс, Ж.Тибо, И. де Карранза, Б.Флорио, А.Маттей и другие. Так, Бласко Флорио был учёным, специалистом не только в фехтовании, но и в истории, психиатрии, этике, культурологии; Пачеко де Нарваэс демонстрировал выдающиеся навыки менеджмента и методиста (при том, что П. де Нарваэс – это человек, не проигравший ни одного поединка – настоящий знаток тактики боя, искусства стратегии и пр.). Жерар Тибо – был аристократом, богатым человеком, выдающимся деятелем Франции, который не только оставил в веках труд о науке побеждать, но и совершил революционный прорыв в области книгопечатания и цветовых форм и способов передачи иллюстраций в книгах. О концепции «мистического круга» Тибо написан ряд научных работ, исследующих не только его «божественное происхождение из мистического устройства человеческой комплекции», но и изучающих новый тип логического мышления на основании эвристической модели и инструмента познания мира.

В 20-21 веке трудов такого уровня (при едином комплексном понимании нескольких несмежных отраслей наук неотрывно от жизни и деятельности) учёными не создано, на что тоже существенно повлияли множественные причины (движение к специализации; технологический прорыв и акцент на точных науках и др).

На основании приведённых примеров и аргументации на практике видна неразрывная связь Европейского мистицизма с жизнью и деятельностью человечества на протяжении известных нам (с документальной точки зрения) 14-20 столетий. С психологической точки зрения также были озвучены причины формирования некоего ореола «тайны» относительно практических доктрин Европейского мистицизма – знания эти не были известны всем, поскольку выступали прерогативой правящего сословия, его силовых структур, обеспечивающих порядок в те века, а также являлись предохранителем и рычагом удержания власти мистической, технологической и\или военной. Психология и фехтование, наука побеждать и мистическое знание – эти категории существовали и продолжают своё существование как неделимые пары явлений. Примеры тому – наследие Маэстро и учёных-мистиков.

Научной новизной данного доклада является демонстрация прикладного аспекта такого явления как «Европейский мистицизм». С точки зрения документально-доказательной исследования этого явления были приведены примеры не только ранее описанных трактатов и их авторов-мистиков, но и результаты научных изысканий руководителя Экспедиционного корпуса НИИ Памяти в Германии, Италии, Чехии, Испании, Австрии.

Данный доклад послужил вступительной частью – введением в изучение научных основ мистицизма. Перспектива данного исследования сопряжена с изучением архитектурного наследия Европы, культурно-исторического анализа жизни человека в разные эпохи, прочими междисциплинарными исследованиями, как то: психологии и фехтования, психологии и менеджмента, исследования тактики, стратегии и методологии и пр.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Дмитрук Игорь о появлении и трансформации мистицизма

Рубрики
Ми у Facebook