Толстовство как религиозно-нравственное учение возникло в 80-ых годах ХІХ века и просуществовало до конца 30-ых годов ХХ века. Основателем учения был граф Лев Николаевич Толстой. В 1884 году он закончил трактат «В чем моя вера?», в котором впервые изложил свои религиозные взгляды. Граф был приверженцем учения Христа, но критиковал догмы и традиции христианской церкви. Толстой считал, что церковь исказила слова Иисуса, призывавшего к ненасилию, любви к врагу и отречению от материальных благ.

Работа над трактатом «В чем моя вера?» началась в 1882 году на основе незаконченных «Записок христианина» и вылилась в обоснование религиозно-философского учения, которое получило название «толстовство». Сам же Лев Николаевич видел счастье в проповедях и апостольстве, но никогда не считал себя учителем.  По его мнению, он лишь избавил последователей Христа от ненужных обрядов и суеверий, навязанных церковью.

Идеи толстовства

Толстой отошел от ортодоксального православия, считая, что, вопреки учению Христа, церковь поощряет зло в виде войн, казней, гонений на неугодных и социального разделения. Толстовство утверждает:

  • непротивление злу;
  • отрицание вражды между народами;
  • любовь к ближнему;
  • стремление к нравственному совершенству;
  • преобладание духовных ценностей над моральными.

Следуя учению Льва Николаевича, толстовцы отказывались от военной службы и призывали других к войне не оружием, а силой разума и духовности. Они провозглашали идеи всеобщего равенства и братства, а отказ от материальных благ в угоду простому земледелию – единственно верным образом жизни.

Последователи

Излагая в философских трактатах свое видение учения Христа, Лев Николаевич Толстой надеялся, что поднятые им идеи будут близки людям. И он был прав. Обоснование толстовства была написано вовремя, когда многие представители высших слоев общества стали задумываться о «избыточности» своего существования. Они отказывались от больших поместий, лишних вещей, придерживались вегетарианства.

Учение набирало популярность, которая привела к разделению толстовцев на два течения: одни считали более полезным вести просветительскую деятельность, через печатание «религиозных» трактатов (открытие издательства «Посредник») и «хождение в народ», другие – через объединения в коммуны – «культурные скиты». В скитах селились представители разных сословий. Главным их занятием было возделывание земли.

В основном коммуны толстовцев были ликвидированы советской властью в 30-ых годах ХХ века, а их обитатели подверглись репрессиям.

Алексей Д