Історія релігій, Іудаїзм        02 Жовтня 2014        360         2 коментарі

Талмуд и Медицина

TВрач, который ничего не берет, ничего не стоит

Если ссорятся люди, и один человек ударит другого, камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, то… ударивший пусть заплатит… и вылечит его.( Шмот 21:18-19). (Талмуд комментирует этот отрывок): Отсюда мы знаем, что вра­чам разрешено лечить. (Вавилонский Талмуд, Бава Камма 85а).

Тот факт, что три тысячи лет назад Тора санкционировала медицинс­кую помощь, возможно, объясняет давнюю приверженность евреев ис­кусству врачевания. Евреи всегда служили лекарями при дворах в Европе и на Ближнем Востоке. Маймонид и многие другие ведущие мудрецы (см. Энциклопедию иудаики» 11:1178-1211) были врачами.

Если бы в Торе не упоминались врачи, евреи, возможно, пришли бы к тем же выводам, что и христиане и «Свидетели Иеговы»: болезни и физичееские страдания излечит Бог без вмешательства человека.

Иудаизм никогда не признавал, что все страдания человечества испосланы на него свыше. В приведенном случае из Торы, человек заболевает в связи с дракой. Признать, что драка произошла по воле Бога, – значит отрицать свободу воли, один из главных принципов иудаизма. Хотя Бог, конечно, может излечить больного, закон запрещает евреям рассчитывать на это.

Не рассчитывайте на чудо. (Вавилонский Талмуд, Песахим 64б)

И здравый смысл, и Талмуд запрещают человеку надеяться на чудес­ное излечение, если рядом есть врач.

Тот же здравый смысл заставил Талмуд постановить:

Врач, который ничего не берет, ничего не стоит. (Вавилонский Талмуд. Бава Камма 85а)

Хотя раввины и восхваляют врачей, предоставляющих бесплатные услуги бедным, у предыдущего афоризма суще­ствует юридическое применение. Как указывает Маймонид «если кто-то нанес увечье другому, и говорит: «Я вылечу тебя», или «мой знакомый врач вылечит тебя бесплатно», мы не должны на это обращать внимания. Нуж­но привести умелого врача, который возьмет плату» (Мишне Тора, «Законы о ранах и повреждениях», 2:18).

Добрый хирург

Хирург (т. е, цирюльник) Абба ежедневно получал приветствие из Небесной Академии (комментарий объясняет, что небесный голос говорил «Шалом алейхем» – Мир тебе»). Но (великий мудрец) Аббайе получал такое приветствие только (раз в неделю) перед началом шабата.

А (великий мудрец) Рабба получал такое приветствие только раз в году на Йом-Киппур.

Аббайе почувствовал себя униженным, ибо к какому-то хирургу Небо проявляло больше расположения. Но ему сказали: «Ты не можешь делать того, что делает он». Что же делал Абба?

Когда он пускал кровь, он делал это в двух разных комнатах – одна для женщин, другая – для мужчин.

Когда к нему приходила женщина, он надевал на нее костюм с большим количеством разрезов – чтобы не видеть ее обнаженого тела. При выходе он поместил коробку в которой пациен­ты оставляли плату, Те, у кого были деньги, платили. Те, у кого их не было, могли выйти, ничего не стыдясь, (Вавилонский Талмуд, Танаит 21б)

Циничные замечания о врачах

Среди такого многообразия хвалебных речей, читатель вдруг наты­кается на такую цитату: (Даже) лучший из врачей заслужил все муки ада. (Мишна, Киддушин 4:14)

Это – гипербола. Хотя любой врач придет в ужас, прочтя эту фразу, она подчеркивает жизненную важность их работы. Вот параллель: если человек прожил жизнь праведника, но однажды по неосторожности зада­вил пешехода, это зло перевешивает все хорошее, что он сделал. Для жер­твы или ее/его семьи имеет значение только неосторожное вождение. Точно так же, хотя врач излечивает многих, он неизбежно допускает ошиб­ки, иногда фатальные, или отказывает в лечении бедняку, который может умереть от своей болезни.

Бывший Главный раввин Израиля, рабби Ицхак Херцог, также считает это высказывание преувеличением: «Это высказывание воспринимается слишком серьезно. Из других раввинистических текстов  мы видим, что то же говорится о судьях и школьных учителях. Так что врачи попали в хоро­шую компанию!.. Единственное, что мы можем извлечь из этой фразы, это критику современных врачей, которым недостает самоотдачи, необходимой, из-за огромной ответственности, любому, кто занимается искусством враче­вания» («Иудаизм: Закон и этика»).

Несмотря на объяснения рабби Херцога, врачи всегда подвергались жесткой критике, иногда сдобренной юмором:

«Ангелу смерти было трудно выполнять свою работу, поэтому он взял себе в помощники врачей». (Рабби Нахман из Брацлава).

«Если вы собрались к врачу, значит, вам надо сначала проверить­ся у психиатра». (Шмуэль Голдвин (1882-1974)

Совет врачам

Превентивная медицина в тринадцатом веке:

«Как поступает мудрый врач? Он советует пациенту, как вести себя, чтобы не заболеть. Если он не знает, как это делать (хотя и умеет лечить), – он не мудрый врач». (Сефер хасидим, часть 592)

«Чем больше вы требуете за ваши услуги… тем выше люди их ценят. Ваше искусство будут считать незначительным, если вы будете лечить бесплатно». (Исаак Израэли, философ и врач X в. «Руководство для врачей»)

«Утешьте страдающего обещанием исцеления, даже если не уве­рены в успехе. Это укрепит его естественные силы». (Исаак Израэли, там же.)

Спустя тысячелетие, Георг Бернард Шоу в юмористической форме выразил ту же мысль в пьесе «Неравный брак»: «Оптимистичная ложь об­ладает столь сильной терапевтической ценностью, что врач, который не умеет говорить ее убедительно, явно выбрал для себя не ту профессию».

 

ЕВРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

 Этот раздел содержит несколько интересных рецептов и полезных советов из старой каббалистической книги «Ангела Рафаэля»

 Камни в почках и других органах

Существует поверье, что камин выйдут, если напоить больного свежим молоком козы, которую перед этим не доили три дня и три ночи.

Есть еще поверье, что, если камень вышел с мочой, нужно растолочь его и выпить, смешав с каким-либо напитком. Это помогает избавиться от камней.

Заболевания ушей

При ушной болезни у детей нужно, чтобы кормящая женщина закапала больному ребенку ухо теплым грудным молоком.

Питание

Чтобы не повредила тебе пища, будь осторожен хотя бы в 10 вещах:

1)не проглатывай пищу, предварительно хорошо не прожевав.

2)не ешь в момент гнева.

3)ешь мясо только в сумерки.

4)вечерняя трапеза должна быть легче, чем дневная.

5)в начале трапезы нужно есть легкую пищу, а затем тяжелую.

6) не ешь теплый хлеб иди непропеченный.

  1. не ешь твердые яйца, а мягкие.
  2. не ешь мертвой рыбы, которая долго лежала, а также старого мяса.

9)не ешь фрукты с их кожурой, если имеешь опасение, что к ним прикасались больные люди.

10)отстраняй себя от употребления грубой пищи и от острой пищи, и от острых напитков.

Укусы насекомых

При укусе пчелы или мухи нужно раздавить насекомое и, пока оно живо, намазать его на место укуса, предварительно вынув из раны жало.

Есть и такой способ. После удаления жала нужно положить на место укуса кусочек лука.

Живот

При воспалении селезенки, когда живот становится твердым с левой стороны, нужно накалить на огне железо и опустить его в воду. После этого смешать ее с вином в равной степени и давать больному пить по 3 — 4 ложки в день.

Для тех, кто строит дом

Нужно быть внимательным и не забывать оставлять у входа в дом неокрашенный кусочек размером локоть на локоть ( 0,5 х 0,5 м). Тогда. согласно закону, дом будет защищен от всякого вреда.

Эпидемия

Во время эпидемии не должен человек выходить из дома вечером с шестого до седьмого часа. И всякий раз, выходя на улицу, идите с краю, не посередине.

Существует поверье, что во время эпидемии надо в каждом окне дома и во всех плодах, и на четырех стенах повесить лук с чесноком.

Женские советы

Существует поверье, что женщина, от которой сбежал муж, оставив ее агуной (брошенная без развода), должна каждый день в течение месяца читать ктубу (брачный контракт) утром и вечером. А если она не может читать, то пусть читает другой перед ней слово в слово, а она будет слушать внимательно и повторять за ним слово в слово.

Глаза

Чтобы избавиться от боли в глазах, нужно всматриваться в мицву, а именно: пламя ханукальных свечей, в этрог, в цицит, в буквы Сефер Торы в момент ее поднятия, и в свет луны перед ее благословением.

Есть еще и такой совет: всматриваться в воды реки по утрам, когда воздух еще чистый после восхода солнца. Это улучшает зрение.

При «куриной слепоте» (так называется болезнь, когда в определенное время суток – обычно это время, когда куры идут спать, не чувствуя никакой боли в глазах, человек очень плохо видит) надо купить печень скотины. Мужчине – от самца, женщине – от самки. Печень варить в широком сосуде. Больной должен держать лицо с открытыми глазами над паром, выходящим из варева, пока  печень не будет готова. Больной съест печень и выздоровеет.

Подагра

При опухании пальцев и суставов взять желчь бычка, положить, в глиняный сосуд, хорошо смешать в нем немного соли и нагреть па огне. Когда остынет, окунуть туда тряпочки, которые прикладывать два раза в день к больному месту.

Как уберечься от беды

Чтобы смягчить приговор суда, возьмите две монеты и бросьте на них жребии. Один жребии — к Богу, другой — к Азазелю. Монету, на которую выпал жребий к Богу — отдать на цдаку (благотворительность), а другую, на которую выпал жребий Азазелю — бросить в туалет. И от этого смягчится  приговор.

Малярия

Существует поверье, что надо состричь ногти пальцев рук и ног у больного, сделать маленький пирог и положить ногти в пирог и печь его. Больной должен взять пирог и идти с ним на рынок, ни с кем не разговаривая по дороге. Первой собаке, которую он увидит, скормить пирог. И так исцелится больной человек.

Голова

Голова — царь над телом. Сердце — второе после царя. Они взаимодействуют друг с другом, что даст возможность объяснить происхождение семи известных видов головном боли:

1)из-за желудка, который не работает так, как надо, и от него поднимаются пары, которые входят в голову, в темечко, в затылок.

2)из-за повышения температуры тела по причине какой-то болезни.

3)из-за охлаждения тела.

  1. на нервной почве.
  2. из-за увеличения количества крови, которое сердце посылает в мозг больше чем нужно.

6)из-за недостатка крови в теле, и мозг делается худой и сухой.

7)головная боль сама по себе, а именно – из-за процессов, происходящих в голове, или из-за мигрени.

При головной боли возникающей при переохлаждении или из-за катара, сварить овес в уксусе и делать из этого теплые компрессы, прикладывая их к голове несколько раз, пока не вспотеет.

Иногда при головной боли помогают ножные ванны из горячей воды и соли и пепла, чтобы вода доходила выше голеней. Ноги парить примерно полчаса, и тогда уйдет головная боль.

Ноги

При ослаблении ног нужно помазать их 3 раза в неделю нефтью.

Ревматизм

Налить в стеклянную бутылку четверть хорошего сильного уксуса. И положить в него двести чистых иголок, предназначенных для шитья. Иголки держать в уксусе около месяца, пока они полностью не растворятся. Больное место хорошо намазывать уксусом дна раза в день.

Хорошо помогают при ревматизме горячие ванны из 2-х частей соли и одной части соды, которую используют для стирки одежды.

Колдовство

Чтобы убрать колдовство, надо дать больному съесть рыбу, которая находится внутри другой рыбы, если только она не сгнила и не завонялась.

Опасно больной

Если человек опасно болен, не дай Б-г, нужно изменить его имя. Однако нужно сделать это с ведома мудреца и праведника.

Чтение Тегилима за больного, как написано в сидурах, это великое дело — чтобы говорили Тегилим 10 человек вместе, именно те, которые любят больного. А если нет 10 человек — нужно постараться, чтобы маленькие дети сказали Тегилим за больного.

Ухо

Если в ухо попало маленькое насекомое, нужно нагреть масло с солью и, когда остынет, закапать в ухо. Или закапать прохладное горькое миндальное масло в ухо, и тогда выйдет оттуда насекомое. При боли в ухе нужно высушить лук и выжать из него сок, смешать в равной степени с маслом горького миндаля, окунуть туда фитилек из ваты и вложить в ухо.

Голос

При сильном голосе, чтобы не вспухало горло, нужно выпить утром куриное яйцо с небольшим количеством конфетного сахара, тонкого, как мука.

Если человек вдруг онемел и не может говорить, не дай Бог, надо положить в его рот кожуру этрога (вид цитрусовых).

Астма

При астме от болезни легких нужно пить теплое коровье молоко со сливочным маслом. И также хорошо пить теплое козье молоко немедленно после того как подоили.

Если причина астмы это болезнь сердца, нужно смешать пчелиный мед со сливочным маслом и поджарить вместе на огне, примешать к этому стаканчик хорошего вина. Эту горячую смесь поставить в холодное место, пока не застынет, и будет больной есть несколько маленьких ложечек этой смеси в день.

Или взять стакан овса и положить и кастрюлю с тремя стаканами воды и варить хорошо, пока вода не будет помещаться в один стакан. Потом процедить отвар и смешать с одним стаканом пчелиного меда и подогреть вместе на огне. И будет пить больной из этого чайную ложку каждый час.

Живот

При тяжести живота в левой стороне в месте селезенки нужно сварить зерна ячменя, пока не станут мягкими. Потом жарить их в свином жиру. И прикладывать теплые примочки из этого к месту боли.

При болезни селезенки — растолочь семя горчицы и сделать из него пыль, как мука, смешать с медом и варить. И нужно мазать в больном месте с левой стороны живота под ребрами сверху вниз и снизу вверх, пока мазь теплая. И нужно наложить сверху вату. Так будет делать каждый день дна раза в день примерно две недели. И вылечится.

Камни в почках

Если больному тяжело мочиться из-за болезни камней и песка в почках, нужно парить петрушку в воде и дать ему пить.

Или взять 1 меру петрушки, 1 меру редиски, полмеры хрена и варить все это вместе в покрытой кастрюле до 12 часов. Затем процедить суп через сито. И будет пить это больной примерно стакан в день. Если тяжело больному пить, можно разбавить немного малиновым соком.

Кровотечение

У кого по природе течет кровь, из заднего прохода, должен приучить себя нюхать гадасим (ветви мирта).

Тот, кто писает кровью, должен взять яичную скорлупу от яиц, отложенных курицей в этот день, и растолочь их хорошо в пыль, как муку. И будет пить эту пыль, смешанную с молоком из миндаля несколько дней по три раза в день, и излечится. А если у него нет миндального молока, может вместо него использовать обычное молоко или воду.

Если идет кровь из легкого, должен приучить себя пить каждый день молоко с маслом. И еще лучше пить парное молоко козы сразу после дойки. А зимой пить хороший рыбий жир. Также должен приучить себя есть пищу, сделанную из ног животных. А еще лучше – из ног молодых бычков. Также полезно ему есть много хорошего винограда.

Ревматизм

При ревматизме, если боль в одном месте, помазать больное место пчелиным медом и размазать на меде растолченную белую горчицу. И повязать со льном, и будет лежать там лен, пока не отпадет сам.

Мужская сила

Нужно поджарить на огне лук и выжать из него сок через ткань. Подогреть хорошую медовую воду и смешать луковый сок с двумя частями медовой воды и пить горячим перед сном, и увеличится сила.

Полезно есть каждый день много инжира.

Сон

Чтобы увидеть во сне изображение своей пары, которая предопределена с небес, нужно взять яйцо, снесенное в понедельник или четверг, сварить его вкрутую и разрезать на две половины. Одну половину съесть вечером перед сном, а вторую положить под голову.

Боли при месячных

При боли во время периода нужно сварить траву розмарин и пить с сахаром.

Груди

При боли и затвердении грудей женщины взять муку ячменную просеянную и замесить тесто на розовой воде, называемой в аптеке «Розен васер». Добавить яичный желток и немного сахара, все хорошо смешать, чтобы стало мягкое, как мазь. И сделать из этого повязку на больную грудь.

Беременность

Чтобы женщина забеременела, нужно взять шкуру зайца и сжечь ее до пепла, смешать его с вином и давать ей пить девять дней подряд каждое утро, и она забеременеет. А есть считающие, что нужно взять шкуру лисы.

Чтобы забеременеть, женщина должна опасаться, чтобы не носить на себе живого серебра, даже самую малость, потому что это предотвращает беременность.

Пол будущего ребенка

Чтобы узнать, зачала женщина мальчика или девочку, нужно взять молока в девятый месяц и положить в сосуд с водой. Если потонет молоко значит, будет мальчик, а если будет плавать на поверхности — девочка.

Еще можно разбросать немного соли на голову беременной женщины так, чтобы она не знала. Потом начать с ней говорить. Если она начнет говорить с мужского — значит, будет мальчик, а если с женского — девочка.

Или можно сказать ей вдруг: «Покажи мне твои руки». Если она покажет свои руки ладонями вниз — зачала мальчика, а если наоборот — девочку.

Сыновья

Чтобы рождались сыновья, нужно написать свиток Торы. А еще лучше постараться напечатать книги, которые особенно нужны в данное время для изучения Торы. И намек на это в Торе, где написано: «Вот книга родословной человека», а именно, что за заслугу книги удостоится родословной человек. А если не в его возможности это сделать, то пусть купит книги и даст их в долг другим, чтобы учились по ним.

Дети

Если ребенок не болен, но постоянно плачет, нужно взять оливкового масла в стакан или миску и сказать над ним три дня подряд в момент захода солнца псалом № 8. После этого помазать этим маслом лицо, руки и ноги ребенка, и он перестанет плакать.

Если ребенок страдает, когда начинают выходить зубы, — нагреть сливочное масло или куриный жир и окунуть в него вату и помазать десны несколько раз в день, а также затылок и горло мажут этим жиром, и тогда зубы выходят легко.

Нужно быть внимательным, чтобы не покрывать испражнения ребенка после того как он их сделал, теплой землей. Потому что это вредит телу, из которого выходят эти испражнения.

Ниже мы привели несколько высказываний Талмуда по вопросам медицины

В данном разделе содержится много практических медицинских рекомендаций. Комментаторы указывают на тот факт, что после написания Талмуда прошло много сот лет, и с тех пор природа и физиология человека сильно изменилась. Поэтому следовать этим советам не рекомендуется. Однако читатель может почерпнуть из приведенных цитат много интересного и обнаружить несколько полезных медицинских идей.

Предания о здоровье

1.Рава бар-Шмуэль сказал: Всякий раз после того, как ты ел хлеб, ешь соль, а после того, как пил, пей воду, и не будет у тебя болезни.

(Берахот 40а)

2.Учили в Берайте: Если человек ел без соли или всяческие напитки и не пил воду, то днем следует опасаться дурного запаха изо рта, а ночью – приступа крупа.

(Там же)

3.Учили наши учителя: Если человек размачивает еду в воде (Раши: Пьет много воды после еды, так, что еда плавает на поверхности воды), то у него не будет желудочных заболеваний. И сколько (следует пить)? – Кружку воды на каждый кусок хлеба.

(Там же)

4.Сказал рав Мари от имени рава Йоханана: Всякий, кто ест чечевицу раз в тридцать дней, отдалит заболевание крупом от своего дома (Раши: Потому как эта болезнь вызывается запором, а чечевица обладает слабительным действием). Но не надо ее есть каждый день из-за дурного запаха изо рта.

(Там же)

5.Сказал рав Мари от имени рава Йоханана: Тот,кто съедает одно зернышко горчицы раз в тридцать дней, изгоняет болезни из своего дома. Но нельзя есть ее каждый день. Почему? – Потому что это ведет к заболеваниям сердца.

(Там же)

6.Рав Хия бар-Аши сказал от имени Рава: Тот, кто ест мелких рыбок, избежит желудочных заболеваний. Более того, мелкие рыбки способствуют деторождению и очищают весь организм.

(Там же)

7.То, что близко к душе (источнику жизненности), укрепляет душу (источник жизненности). Рав Аха бар-Яаков: (Имеется в виду) (Раши: Горло. Оно Близко и к сердцу, и к желудку). Рава сказал своему слуге: Когда ты мне приносишь мясо, постарайся приносить кусок, близкий к месту благословения (Раши: Горло, там где делают шхита [предписанный иудаизмом метод забоя животных]; перед тем, как перерезать горло, произносят надлежащее благословение).

(Там же, 446)

8.Сказал рабби Иди бар Авин от имени рава Ицха-ка бар-Асиана: Тот, кто хочет выздороветь, должен отрезать кусок мяса размером с маслину с места разреза, сделанного при забое животного, как следует просолить (чтобы избавиться от крови), как следует промыть (чтобы не осталось крови) и съесть.

(Хулим 33а)

9.Сказал рав Аха: Тот, кто идет к лекарю, должен сказать: “Да будет воля Твоя, Гашем, мой Б-г, чтобы это дело излечило меня, и Ты излечишь меня, ибо Б-г верный Ты, и излечение Твое – истина, ибо не люди лечат, а обычай таков” (Раши: Им следовало бы не лечить, а молиться о милосердии).

Абайе сказал: Не следует говорить такого. Ибо в академии рабби Ишмаэля мы учили: “Из сказанного в Писании: «Если человек нанесет увечье ближнему своему… излечением излечит»  (Исход 21:18-19) следует, что врачи имеют право лечить”.

Когда человек уходит от лекаря, что он должен произнести? – Благословен Дарующий излечение безвозмездно.

(Берахот 60а)

 

Согласно мнению Гаона из Вильны, при входе в лечебницу следует произносить не “…ибо Ты Б-г верный…”, а “..Дарующий излечение безвозмездно”. А после посещения лекаря следует произносить не “Благословен Дарующий излечение безвозмездно”, а в соответствии с мнением Рамбама: “Благословен Излечивающий больных” (Гагадот ГаГра).

 

10.Сказал Рава бар-Мехасья от имени рава Хамабар-Гиора, который приводил слова Рава: Любая болезнь – лишь бы не желудочная; любая боль – лишь бы не в сердце; любой приступ боли – лишь бы не головной боли; любая беда – лишь бы не дурная жена.

(Шаббат 11а)

 

11.Учили в Берайте: Ел и не пил – еда его становится кровью и ведет к заболеванию желудка. Ел и не прошел четыре локтя (Раши: После приема пищи перед сном) – съеденная еда начинает гнить (Раши: Непереваривается нормально) и ведет к дурному запаху изо рта. Если человек ест в то время, когда ему хочется пойти в туалет, то это подобно разжиганию печи, неочищенной от старого пепла, что ведет к дурному запаху (Раши: Плохое дыхание). Принял горячую ванну и ничего горячего не выпил – это подобно человеку, который топил печь снаружи и не топил ее внутри (дома. Раши: Никакой пользы от этого не будет). Если принял горячую ванну и не искупался потом в холодной воде, то это подобно железу, которое нагрели в огне и не опустили потом в холодную воду (Раши: Речь идет о закаливании железа). Вымылся и не умастил тело маслом – это подобно воде на бочке (Раши: Не попавшей внутрь).

(Шаббат 41а)

12.Учили наши учителя: Тот, кто идет на официальный обед (Раши: Там, где не удобно встать из-за стола, чтобы отправиться в туалет), должен десять раз пройти по четыре локтя (Раши: Ему следует останавливаться после каждого раза и проверять – не следует ли сходить в туалет), а некоторые говорят: четыре раза пройти по десять локтей (Раши: Они полагают, что так плавильней, потому как длинная прогулка определяет эту проблему успешней). После этого ему следует пойти в туалет, а потом войти и сесть на свое место (на званом обеде).

(Шаббат 82а)

13.Рав Иегуда бар-Хавива учил: Этрог (разновидность цитрусовых), редька и яйца, если бы не их кожура, никогда бы не выходили из желудка (Раши: Под “кожурой яйца” здесь подразумевается белок, а слово “кожура” использовано, потому как оно применимо к этрогу и редьке. Эти продукты становятся в желудке твердыми, и организм не в состоянии их вывести).

(Шаббат 1086)

14.Рабби Янай послал Мару Укбе: Не пришлет ли нам господин несколько мазей, составленных Маром Шмуэлем? В ответ он получил следующее послание: “Я, конечно, пошлю, чтобы не подумали, что я жаден. Но так сказал Шмуэль: Лучше всяких мазей – капля холодной воды утром (Раши: Закапывать в глаза) и мытье рук и ног в горячей воде вечером (Раши: Это тоже способствует хорошему зрению).

(Там же)

  1. Сказал рабби Хия бар-Авин от имени Шмуэля: Если человек мерзнет после кровопускания, то ради него разжигают печь для обогрева (в субботу) даже в середине лета.

(Ранга замечает, что этот закон тем более относится к остальным больным, которые заболели не в результате собственных действий. Тем не менее Шульхан Арух (Орах Хаим 328:18) приводит его только касательно тех, кому было сделано кровопускание.)

Для Шмуэля разрубили (на дрова) дорогое кресло (Раши: Не нашли дров для отопления в день, когда ему было сделано кровопускание, и он приказал пустить на дрова кресло, сделанное из ценной породы древесины). Для рава Иегуды пустили на дрова стол кедрового дерева. Для Равы разрубили скамью, и тогда Абайе сказал Раве: “Мой господин нарушил заповедь баль ташхит (запрет уничтожать полезные вещи)”. На это тот ответил: “Заповедь не уничтожить самое себя – мне важнее!”

Рав Иегуда сказал от имени Рава: (Если у человека нет денег на обувь), то пусть продаст балки своего дома, чтобы купить обувь на ноги (Раши: Нет большего позора, чем ходить босым в общественном месте). Если человеку сделали кровопускание и у него нет денег, то пусть продаст башмаки со своих ног и купит все необходимое для трапезы (Раши: Необходимой после кровопускания). Что необходимо есть после кровопускания? Рав сказал: “Мясо!” Шмуэль сказал: “Вино!” Рав сказал “мясо” (основываясь на принципе) душу за душу, а Шмуэль сказал “вино” (исходя из принципа) красное за красное.

(Там же 129а)

16.Шмуэль сказал: Если человек не вытирает лицо после того, как моет его, то это приводит к струпьям на лице (Раши: Кожа лица трескается, и, как я полагаю, это может привести к фурункулезу). Как это вылечить? – Протирать лицо соком свеклы (возможно, имеется в виду шпинат).

(Там же 1336-134а)

17.”И придут облака вслед за дождем” (Экклесиаст 12:2) – речь идет о зрении, которое пропадает после многого плача.

Шмуэль сказал: До сорока лет слезы восстанавливаются, а после сорока – нет. Рав Нахман сказал: До сорока лет кухла (средство, которым мазали глаза для улучшения зрения) помогает, а после сорока, даже если ты замажешь глаза полностью (кухлой), то хуже не станет, но не поможет.

У рабби Ханины умерла дочь, и он не плакал. “Как будто цыпленка вынесли из дома”, – сказала ему жена. “Что? Я должен перенести и смерть дочери, и ослепнуть?” – спросил он. Сказал рабби Йоханан от имени рабби Йоси бен-Кацарта: Есть шесть разновидностей слез. Три полезны, а три вредны. Вызванные дымом, плачем (бедой) и миазмами туалета – вредны. Вызванные лекарствами, смехом или едой (Раши: Например, горчицей) – полезны.

(Там же 1516-152а)

18.Шмуэль сказал раву Иегуде: “Мой дорогой, открой рот и кушай! До сорока лет еда полезна, а после сорока полезно питье”.

(Там же 1526)

19.То, что хорошо для одного, плохо для другого (Раши: То, что полезно при одном заболевании, может повредить при другом. Что полезно для сердца, вредит зрению или иным больным органам), и то, что вредно для одного, полезно для иного, кроме свежего имбиря, длинного перца, чистого хлеба, жирного мяса и старого вина – они полезны всему организму.

(Песахим 426)

20. Учили: Того, кого охватило внезапное чувство острого голода (бульмус), кормят медом и всяческими сластями, ибо мед и сладости проясняют взор… Абайе сказал: Это когда голод наступил после еды, если же до еды, то они только пробуждают аппетит… Рав Нахманот имени Шмуэля сказал: Того, кого охватило внезапное чувство голода, кормят очень жирным куском мяса с медом. Рав Гуна бен Иегошуа сказал: Чистая мука с медом тоже подходит для этой цели. Рав Папга сказал: Даже ячменная мука с медом хороша для этого. Рабби Иоханан сказал: Однажды меня охватило острое чувство голода и я побежал к восточной стороне фигового дерева, чтобы исполнить сказанное: “Мудрость дарует жизнь тому, кто владеет ею”, ибо рав Йосеф сказал, что тот, кто желает узнать настоящий вкус фиг, должен рвать их с восточной стороны дерева (ибо это солнечная сторона и там растут самые сладкие фиги).

(Йома 836)

21.Мед и всяческие сладости полезны для ран.

(Бава Кама 85а)

22.Рав Хана Багдата сказал: Финики насыщают и согревают, они обладают слабительным действием, даруют силы и не изнеживают (Раши: не являются нагрузкой на сердце). Сказал Рав: Тот, кто ест финики, пусть не преподает еврейский закон (Раши: Потому как их действие на разум сходно с воздействием алкоголя).

Возразили ему (опираясь на мнение мудрецов прежних поколений): Финики утром и вечером – прекрасны, во второй половине дня – вредны, а в полдень нет ничего подобного им, они помогают избежать трех бед: тяжелых мыслей, желудочных заболеваний и геморроя.

(Раши объясняет: Общее правило таково: финики после еды – полезны, а до еды вредны. Утром человек завтракает, и потому финики утром являются десертом и полезны. Вечером человек ужинает, и они полезны по тем же причинам. После полудня они вредны, так как их едят после дневного сна до еды. В полдень финики едят после обеда, и это даже лучше, чем финики вечером, потому как днем человек идет в поле и в любой момент может справить там нужду, тогда как ночью человек остается дома, и это причиняет ему соответствующее неудобство. “Тяжелые мысли” – заботы, потому как финики радуют сердце, и полдень – время света и радости.

(Гемара продолжает обсуждение:) Разве полагает Рав, что финики вредны? – Нет, он просто считает, что есть время, когда их есть не стоит, и в этом смысле финики можно сравнить с вином…

Абайе сказал: Сказала мне (приемная) мать: “Финики перед едой вредны, как пила дереву, а после еды полезны и дают силы, как засов укрепляет дверь”.

(Кетубот 106)

  1. Учили: Тот, кто набивает живот каким-либо яством (Раши: Оно ему нравится и приятно небу его, и ест он его столько, сколько в состоянии съесть), заболеет болезнью под названием “ахилу”. Сказал рав Паппа: Даже финиками. “Но это очевидно?” – спрашивает Талмуд. – Нет. Ведь Господин сказал: “Финики насыщают и согревают, они обладают слабительным действием, даруют силы и не изнеживают”. Ты бы после всего этого подумал, что сказанное (о болезни ахилу) не относится к финикам. Рав Паппа говорит тебе, что финики также вызывают эту болезнь.

Что такое ахилу? Рабби Эльазар сказал: Это жар в костях… Как это можно излечить? Абайе сказал: Сказала мне (приемная) мать: “Все напитки – три, семь и двенадцать (Раши: Все напитки, которые пьют с медицинскими целями, имеют установленный срок приема – три дня, семь или двенадцать), но в этом случае (при болезни ахилу) их следует пить, пока не выздоровеет. Все остальные (следует принимать) на пустой желудок, но в этом случае после еды и питья. После этого следует отправиться в туалет, потом вымыть руки, взять полную горсть шишиты (блюда, сделанного из муки, чечевицы и соли) и горсть хорошо выдержанного вина, смешать их и съесть. После этого он должен завернуться в простыню (Раши: Для тепла, чтобы пропотеть) и поспать. Его нельзя будить, пока он сам не проснется (Раши: потому что ему полезно пропотеть). После того как он проснется, простынь следует снять с него. Если этого не сделать (не снять простынь), болезнь повторится вновь”.

(Гитин 70а)

24.Рабби Ханина сказал: Почему нет больных раатаном в Вавилоне? (Раши: Раатпан – болезнь, вызываемая паразитами и поражающая мозг.) Потому что они едят терадин (или репа, или шпинат) и пьют пиво, настоянное на лишайнике. Сказал рабби Йоханан: почему нет лепрозоя в Вавилоне? – Потому что они едят терадин, пьют пиво и купаются в водах Евфрата.

(Кетубот 776)

25.Объявил рабби Йоханан: Берегитесь мух, окружающих больных раатаном (Раши: Мухи, которые кусали больных раатаном, являются переносчиками болезни.) Рабби Зейра никогда не сидел с подветренной стороны от больных (Раши: С той стороны, в которую дует ветер, овевавший больных.) Рабби Эльазар никогда не находился с ними под одной крышей. Рабби Ами и рав Аши никогда не ели яйца, принесенные с улицы, где жил больной. Рабби Иегошуа бен-Леви окружал себя ими (больными) и учил Тору (Раши: Когда он учил Тору, он сидел среди них и был уверен, что Тора защитит его от заболевания).

(Там же)

26.Шмуэль сказал: Спутанные волосы (Раши: Когда их причесывают нерегулярно) ведут к слепоте (Раши: Грязь, попадающая с волос в глаза, приводит к слепоте). Грязная одежда ведет к душевным заболеваниям (Раши: Если человек не стирает одежду регулярно и носит грязную одежду, то это приводит к душевным заболеваниям). Грязное тело приводит к нарывам на коже.

(Недарим 81а)

27.Элиягу сказал рабби Натану: Съешь на треть и выпей на треть, а треть оставь (Раши: Наполни живот на треть едой, на треть питьем, а треть оставь пустой).Тогда, если ты разозлишься, то станешь полным (Раши: Гнев наполнит оставшуюся незаполненной треть желудка, но если ты набьешь желудок едой и питьем полностью, то ты просто лопнешь от гнева).

Рабби Хия говорит: Если хочешь избежать желудочных заболеваний, приучись окунать свой хлеб (Раши: Окунать в уксус или вино) зимой и летом. Если ты получаешь удовольствие от еды, убери от нее руки. И никогда не терпи, когда тебе хочется в туалет.

(Гитин 70а)

28.Сказал рабби Йоханан: Лучше пить воду, с наведенной на нее порчей, чем пить теплую воду. Сказанное относится к питью из металлической посуды, но из глиняной – можно. И- про металлическую посуду сказано – только если вода не кипяченая, если же ее вскипятили, то ничего страшного. И даже если вода некипяченая, то сказанное относится только к тому случаю, когда в нее не добавили цивья (Раши: Всяческие травы, корешки и пряности, которые добавляют в воду). Если же добавили цивья – то ничего страшного.

(Бава Меция 296)

29.Тот, кому пустили кровь, не должен есть ни молока, ни сыра, ни лука. Что делать тому, кто съел (что-то из этого списка)? Абайе сказал: Он должен взять ревиит (около полстакана) уксуса и ревиит вина, смешать их и выпить.

(Авода Зара 29а)

30.Учили наши мудрецы: Шесть вещей излечивают больного и даруют ему истинное излечение. И вот они: капуста терадин (свекла или, может быть, шпинат), настойка сушеного сисин (Раши: На старофранцузском языке это растение называется “фолиол”), желудок, матка и малая доля печени (или покрывающая ее пленка) животных. Некоторые полагают, что также мелкая рыба. И более того, мелкая рыба питает и наполняет все тело человека.

Десять вещей возвращают болезнь и делают ее еще тяжелее. И вот они: говядина, жир, запеченное мясо, птица, печеные яйца, кресс, бритье, баня, сыр и печенка. Некоторые полагают, что и орехи, а некоторые считают, что кабачки (на иврите: кишуим). В академии рабби Ишмаэля говорили: “Почему они называются кишуим? – Потому что тяжелы (катим) они для всего организма, как меч острый.

(Там же)

Бах отмечает, что в Берахот 576 в список вредных продуктов добавлены лук, печенка и молоко. Гемара там добавляет, что вредны только большие кабачки, но не маленькие.

  1. Рабби Ишмаэль сказал: Те камни, на которых мы сидели в юности, воюют с нами, когда мы становимся стары (они застудили нас в юности, и потому мы слабы в старости). Рав Иона повелел ученикам не сидеть на холодных каменных скамьях в академии Бар-Улы. Рав запрещал своим ученикам сидеть на каменных скамьях в доме Учения Аси, потому как каменные скамейки холодные. Рабби Авагу отправился в купальни горячих источников Тверии и принес туда две доски, чтобы не застудиться на холодном каменном полу. Он клал одну доску на пол, потом клал вторую, поднимал первую и клал ее вслед за второй и так далее. Когда мы его спросили: Зачем все это? Он ответил: Я храню свои силы к старости.

(Иерусалимский Талмуд, Бейца 1:7)

32.Учили в Берайте: Десять вещей ведут к геморрою: листья камыша, виноградные листья, усики винограда, мясо моригим -(Раши: Всякое не гладкое мясо животных, например, кожа на языке и т. п.), еслиего не посолить, рыбьи хребты, не выдержанная до конца соленая рыба, осадок вина, использование извести или глины для подтирания (после туалета), использование камня, которым пользовался другой (для той же цели. В те времена камнями пользовались вместо туалетной бумаги).

(Шаббат 81а)

33.Сказал рав Иегуда: Тому, кто долго делает следующие три дела, продлевают дни и годы жизни: долго молится, долго ест (Раши: При этом бедные могут прийти и кормиться от его стола) и долго сидит в туалете (Раши: Это полезно для здоровья).

(Берахот 546)

34.Соблюдай три вещи: не сиди много, ибо это приводит к геморрою; не стой много, ибо это вредно для сердца; не ходи много, ибо это вредит зрению. Но треть времени проводи сидя, треть – стоя, а треть – в дороге.

Лучше стоять, чем сидеть без опоры (Раши: Например, у стульев есть спинка-опора, а у скамеек – нет). Но ведь ты уже сказал, что стоять вредно для сердца? Но на самом деле правильно сказать так: Лучше стоять опершись, чем сидеть не опираясь ни на что.

(Ктубот 111а-б)

Д-р  Анатолий  Мучник

Обговорення: 2 коментарі
  1. Олег сказав:

    Якщо розібрати віровчення Іудаїзму, то можна зробити висновок, що євреї не вірять в поцейбічний світ , а живуть лише в матеріальному світі.
    Щодо Талмуду, то він став не тільки коментарем до Тори, але і своєрідним довідником життя євреїв після приходу Ісуса на Землю.

    Відповіcти
  2. Ольга сказав:

    Згідна про те, що християни вірять в буквальне зцілення людиною Богом, але не всі християни. Наприклад Баптисти вважають зцілення Христа та християн алегоричними. Щодо Свідків Єгови, то вони не проти лікування, але вони проти переливання крові. Тому, що вони як євреї вірять в те, що кров це частина душі.

    Відповіcти

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook