Племена, населявшие Западную Сибирь, Центральную, Северную и Восточную Европу, имеют общие мотивы в мифологии. Это касается мифов о сотворении земли, некоторых богов, божественных существ. Несмотря на разрозненность племен имеет место их взаимодействие, на основе которого появилась одна финно-угорская мифология.

Сотворение мира

В разных финно-угорских племенах космогонические мифы имеют общие мотивы, различаются только имена богов. Так, изначально существовал Бог творец, его называли Ем, Инмар, Нуми-Торум, он повелел своему младшему брату принести ему земли. Однако, для этого нужно было опуститься на дно первичного океана. Его брат, которого звали Кермет или Йын, принял облик селезня и дал Богу-создателю землю.

Финно-угорская мифология

Из нее он сотворил все живое и хорошее, а его брат, спрятавший кусочек земли в клюве создал горные хребты и все злое. Существует вариант, что мир зародился из яйца, он существовал в финских, эстонских мифологиях.

Миф о всемирном потопе

Марийцы приносили людей в жертву Богам. Однако, Бог-демиург, Юмо, проявил снисхождение и пощадил юношу, которого хотели отдать ему в качестве жертвы, вместо него он разрешил возложить животное. Молодого человека Юмо взял на небо, где предупредил, чтобы тот не касался божественного посоха и бочки, где хранилась вода. Нужно было сначала брызгать на землю, при приближении туч и грома, только потом поливать ее. Однако, парню стало скучно от такой работы, тогда он вылил всю воду из бочки, что привело к всемирному потопу, после которого мир изменился.

Образ мирового древа в мифологии

Особая роль относится к мировому древу, столпу на котором находятся все миры. Оно имеет семь или девять ветвей, у него нет конца, ствол уходит далеко в небеса, а ветви в саму преисподнюю, Это дерево дает жизнь всему, что есть на Земле, У разных племен древо носило свое название, у финнов – это Игдрасль, у венгров и угров – орлиное дерево. В качестве мировой опоры древо было выбрано не случайно.

Для финно-угорских племен важную роль занимали лесные рощи, они считали деревья священными, украшали их и почитали. Древо охраняет мифическая птица, похожая на орла, что и дало ему второе название «орлиное». На верхнем ярусе располагался верхний мир, с Богом создателем и божественными владыками стихий. На среднем – мир людей, рядом с которыми живили боги ремесленники и младшие боги. На нижнем – злой брат единого Бога, правящий преисподней, вместе с демонами и духами зла.

Алексей Д