Чувства, как известно, бывают разные. Бывают «отрицательные», то есть осуждаемые обществом, и «положительные», то есть одобряемые обществом. Но что это за общество, которое отсекает человеку половину души?
Иная суть у христианского делания. Да, есть такие грехи как ненависть, гнев, и часто отдельные люди понимают это так, будто бы эти чувства запрещены. На самом же деле христианское делание состоит в не том, чтобы калечить душу, а в том, чтобы её спасать: направить чувства в богоугодное русло с помощью волевого акта – веры.
Направить ненависть в правильное русло очень просто. «Ненавидь то, что вредит твоей душе» (с) св. Антоний Великий. Существование человека — не вредит. Иногда вредит то, что он говорит или делает — это и следует ненавидеть.
Искоренять или подавлять ненависть, бороться с ней таким путём — способ, который избирают многие. Способ этот губителен для человека: лишает его человечности, ибо испытывать чувства — естественно; во-вторых ненавидеть грех — сам Бог велел; в-третьих и Богу свойственна ненависть.
То же самое можно сказать и о страхе: бояться нужно, и бояться нужно только Бога, не искушать Его. То же самое можно сказать и о гневе: гнев нужен, и гнев по мере страха Божия. То же самое можно сказать и о гордости: вот, я сделал то и то, и я твёрдо знаю, что сделал это хорошо, это и составляет моё достоинство.
Искореняя же эти чувства, вы только губите свои души, потому что ваши чувства — это и есть ваша душа. Они нуждаются лишь в обработке, в правильном пути, подобно тому, как сырой кусок железа нуждается в том, чтобы стать полезным орудием труда. А труд наш — исполнение воли Бога.
Итак, да будет ваш разум стражем вашей души. Стражем, а не тюремщиком и палачом.
Иванов Максим