Творчество как элемент бессмертия

200px-ImmortalityДрузья, но во всем этом, мы ценим очень важный фактор человеческого бытия, его экзистенции (существования) такого как вечности человеческого творчества, всего, что человек пишет, изобретает. Того, что мы можем назвать творческим бессмертием. Многие из нас ассоциируют это слово с представлениями о жизни после смерти, или же, например, способов продления человеческой жизни на длительное время или на вечно. Эта тема стала предметом для многих фантастических сочинений, и даже постановки бессмертия человека как научной проблемы. Именно так в 1918 г. в стенах Петербургской Академии физиолог Владимир Бехтерев начертил эту проблему. Систематизатор этой проблемы в середине XX века Игорь Вишев называл это учение «иммортализмом» – учением о проблеме индивидуального бессмертия человека. Американский иммортализм особо развил эти идеи во второй половине XX века и представил его именами Р. Моуди, Я. Стивенсона, доктора психологи Э. Кюблер – Росс. Современный научный иммортализм поставил проблему возможности достижения биологического индивидуального бессмертия. Но в некой мере человек не такой уж смертен, как иногда нам кажется. Ведь человечество, не смотря на все трудности глобального современного мира, продолжает жить. Смена поколений не дает человечеству умереть и исчезнуть с лица земли. Какими бы не были бедными страны африканского континента или Индии и другие всевозможные трудности, которые может испытывать человечество то ли в Азии, то ли в Европе или Америке – человечество продолжает жить. Одно поколение живет, стареет, умирает, его заменяет другое, – и здесь как будто враг бессмертия играет лишь только на руку самому бессмертию. Конечно, проблему индивидуального бессмертия еще стоит рассмотреть человеку на зари новых открытий и детально изучить этот вопрос. Но все таки есть вещи в этом мире, которые онтологически (бытейно) –  сами по себе являются бессменными и бессмертными. А вы никогда не задумывались, могут ли некоторые вещи или даже творчество не зависимо от человека быть бессмертным?  А некоторые явления? Ведь существуют некие положения, духовные феномены, которые всегда являются сакральными, священными и всегда будут такими не зависимо от времени, пространства, всевозможных исторических событий или понимания истории человеком. Как только советская власть не пыталась искоренить религию с человеческого сознания населения, сколько не закрывались церквей, люди продолжали все равно верить, молиться и ходить в храм. Их никто не заставил это делать. Ведь парадокс в том и состоит, что все как раз выходило наоборот – человека заставляли не верить. Почему религия, например, как духовное явление так и не ушла от человека, а ведь на это тратилось много ресурсов, времени, денег и всего остального? Даже при доминировании научного мировоззрения, человек остается небезразличным к духовным вещам и продолжает верить?

Почему неизменными во все времена, не зависимо от исторического периода, то ли в эпоху современности, то ли в средние века, всегда остается для человека один и тот же нравственный закон, одни и те же Заповеди Божьи не зависимо от времени? Ведь как только человечество стало нарушать их, Бог не только наказывал людей за это, но и само по себе такое общество не могло долго существовать, и было само по себе дискредитировано и просто обречено на самоликвидацию.

Можно ли при этом назвать такие ценности, не зависимо от человека бессмертными? И не только их, но все то, что является некой ценностью, которая может служить человеку лишь ко благу.

В эпоху итальянского Возрождения Микеланджело, да Винчи и многих деятелей литературы и художественного искусства развивали идею божественного сотворчества человека. В этом, согласно с Альберти, и есть одна из составных добродетелей. Конечно, об этом легко говорить. Сегодня трудно найти такого образованного человека, который не знал бы ничего о «Джоконде» или скульптуре «Давид» Микеланджело. Ну, хорошо, да если бы с одним только итальянским гуманизмом и его Возрождением: а как насчет Людвига ван Бетховена или творчества Баха и Моцарта? Нами принято говорить, что нельзя считать человека образованного, или в некой мере даже воспитанным, если он даже не слышал ничего о творчестве Пушкина или Шевченка, Толстого и Франка, Гоголя и Чехова или же творчестве Достоевского? И даже, если рассматривать религиозное воспитание, – Библию нужно прочитать. Но почему? Кто принял для себя именно так считать? Мы говорим, что это сокровищница человека, мудрые мысли, которые стали классикой – то есть своего рода коммуникатором в обществах между поколениями. А может просто речь идет о бессмертии?

Помните, как еще в свои молодые, и даже детские или юношеские года многие из нас еще со школьной скамьи писали интересные рассказы, стихи, даже повести. Но по истечению времени, тетради терялись, творчество «для ящика»  забывалось. Однако стоит согласиться, что многие из произведений, и всего того, что творит и продолжает творить человек могло бы претендовать не только на оригинальность, но и на гениальность, которая очень даже эстетически удовлетворяет внутренний мир человека, его культуру и духовность. Но, увы. К сожалению, невозможно все эти рукописи возобновить, а гениальные идеи прошлого вернуть назад, для того чтобы их как-то реализовать. Кто знает, куда бы покатился этот существующий ныне мир, если бы в свое время известный немецкий физик еврейского происхождения Альберт Эйнштейн не сжег бы все свои рукописи исследований пространства и времени. Речь идет о том, что весь мир погряз бы в хаос и анархию; ведь ученый был близок к открытию возможности для человека перемещаться в пространстве и времени. Его открытия толкали к таким выводам судя с его известной формулы, которую знает каждый человек еще со школьного курса физики.

Понять время: его прошлое, настоящее и будущее – одно из самих сложных вопросов, может быть, не только философского мировоззрения, как у М. Хайдеггера, но и всего человеческого потенциала и всех его возможностей. В этом вся сложность проблемы бессмертия. Возможно ли предположить, что потенциал знаний и способностей человечества обладать каким-то свойством бессмертия, или же во всем, что заложено в интеллектуальном запасе человека – существовало в той или иной форме когда-то раньше, и ничто не претендует, по большому счету, на свою уникальность и гениальность? Ведь почему наш отечественный украинский писатель Тарас Шевченко и известный шотландский писатель Роберт Бернс пишут некогда похожие вещи в своих сочинениях, хотя между собой никогда не были знакомы? В чем, собственно, дело? Кто воистину остаются бессмертными – идеи, которые воплощаются человеком, или же сам человек?

В конце XIX в. известный французский математик Эдуард Леруа предположил в научных кругах особый термин, который означал бы существование некой интеллектуальной и умственной оболочки в планетарной сфере. Ее можно было бы сравнить с миром идей, как у Платона, или же схождение умственной эманации как в творчестве неоплатоников. Леруа назвал этот термин «ноосферой». Идея о возможном существовании такой оболочки появилась у него вместе с известным католическим биологом – эволюционистом Тейяром де Шарденом после прослушиваний лекций Владимира Вернадского в Сорбоне. Позже, концепцию «ноосферы», как сферу раз ума или информационной сферы, далее исследовали в своих трудах академик Лысенко и Лепешинской. Владимир Вернадский рассматривая структуру состава биосферы объяснял ноосферу в двух главных ракурсах, что ноосфера, во-первых – стихийное явление. И не потому ли все достижение человека возникали лишь поэтапно, и что все это – логически построенная модель истории начиная от изобретения колеса заканчивая современными компьютерными устройствами. Академик Вернадский также подчеркивал, что ноосфера – сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Но парадокс человеческого потенциала очевиден. Когда радиосвязь появилась в изобретениях русского ученого Попова и итальянского исследователя Маркони – нужно было 50 лет, чтобы радио нашло миллионы своих пользователей, и, буквально, несколько лет, чтобы социальная сеть «facebook» предложенная Цукербергом имела такой огромный успех. Человек пишет романы – и они стают бестселлерами, их прочитывают миллионы. Австрийский изобретатель Маркус создает двигатель внутреннего сгорания – и это однажды стало самой настоящей революцией в истории самостоятельных экипажей и предпосылки для конструирования современного автомобиля. Сотовая связь, кухонный комбайн, микроволновая печь, самолеты некогда упростили жизнь обыденного человека, и представили его как результат интеллектуальной деятельности. Мы не представляем своей жизни без электричества и всего того над чем однажды работал сербский изобретатель Никола Тесла. Это изменило порядок и устройство жизни человека. И все же остается в небытии множество того, что было придумано, написано, и может изобретено человеком. Если же существует некая интеллектуальная ноосфера – как сфера разума, то кто прочитает сотни непрочитанных уникальных по своему содержанию романов, стихов или возможных других произведений. А ведь это однажды создавалось кем-то? Конечно же,  все, что нужно для человечества самым главным – всегда будет являться атрибутом бессмертности.

Сколько бы поколений не перешло бы земную жизнь, и какие бы идеи не старался воплотить человек то ли для себя, то ли на благо всего человечества, прав остается мудрый царь Соломон: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Развивая эту мысль, библейский философ продолжает: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас». Нет под солнцем ничего нового не потому, что нет ничего уникального, или потому, что все уже раньше что-то было придумано, но именно потому, что есть вещи, которые всегда остаются бессмертными. Не задумывались ли вы, что такое «бессмертная вещь»? И почему ее так следует воспринимать? Хотя такая вещь и связана с деятельностью человека, но имеет, скорее всего, значительно больше, чем результат своего труда или интеллектуальной деятельности.

В таких случаях не смотря на то, что в человечестве меняются поколения за поколениями, но некоторые вещи остаются бессмертными и останутся такими навсегда. А все не потому ли, что они просто обладают атрибутом вечности. Скорее не вечность делает вещь бессмертной, а ее священность и неизменность. Как бы в XVIII веке Вольтер не смеялся над содержанием Библии, ее страницы остаются и останутся важными, актуальными, святыми и бессмертными! Более того, Вольтера уже нет с нами, но в доме даже полуверующего агностика где-то в пыли полузабытого шкафа остается лежать Священная Библия. Дом, в котором раньше жил вольнодумный Вольтер – сегодня типография по печатанию множества экземпляров Библии. Все как по  иронии судьбы, которая сыграла для Вольтера злую шутку.

Перефразируя булгаковскую фразу с романа «Мастер и Маргарита», скажу, что страницы священного никогда не сгорают и не сгорят. Они бессмертные. И даже, если множество прекрасных призведений сегодня остались в забвении, хорошие сочинения так и остались только «для ящика». Самое главное, что нужно каждому человеку – никогда и не при каких обстоятельствах не канут в лету и не пойдут в небытие. Бог никогда не позволит этому, потому что в этом и является Его забота о человеке для его же спасения, счастья и блага.

Евгений Распопов 

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook