Тхить Нят Хань, или Тит Нат Хань, – буддийский монах направления дзен и автор более 100 книг и статей по дзен-буддизму, считающийся одним из самых влиятельных духовных лидеров современности.

Тхить Нят Хань был рожден 11 октября 1926 года на центральных равнинах Вьетнама. В 16-летнем возрасте постригся в монахи. Разочаровавшись в монашеских принципах уединенного и бездеятельного постижения Дхармы, Тхить Нят Хань присоединяется к «буддизму активного действия», в котором совмещаются духовная и социальная деятельность. В 1960-х годах он создает в Сайгоне молодежную организацию, занимавшуюся восстановлением пострадавших в ходе Вьетнамской войны территорий, но вызывавшую в виду своей политической индифферентности недоверие властей.

Вскоре отправляется в США из-за угрозы ареста в родной стране и в надежде привлечь внимание общественности к травматическому опыту Вьетнама и идеологическому давлению на крестьянские массы, и остается, чтобы получить образование в Принстоне, после чего несколько лет занимается научной и преподавательской деятельностью, читая лекции в Колумбийском университете. Убедившись, что ни публичные выступления, ни даже участие в мирных переговорах в Париже в 1973 году не могут кардинальным образом повлиять на внутреннюю политическую ситуацию Вьетнама, монах сосредоточивается на оказании гуманитарной помощи сиротам Вьетнамской войны и обеспечении безопасности эмиграции через Сиамский залив, однако и эти попытки оказываются пресечены правительством.

Разуверившись в собственных силах, в конце 1970-х годах Тхить Нят Хань на пять лет затворяется от мира для медитаций. К общественный жизни возвращается в 1982 году, приняв приглашение на одну из конференций в Нью-Йорке. В департаменте Дордонь на юге Франции монах создает небольшую буддийскую общину «Деревня слив», где и в настоящее время учит Дхарме, проводит медитации и пишет книги по дзэн-буддизму, в которых органично сплетает элементы восточной и западной мысли. Он неоднократно обращается к проблеме переосмысления повседневности.

Буддийское учение, по мнению религиозного деятеля, должно пониматься и осуществляться не как побег от реальности, от превратностей сансары, в достижимое лишь избранному сознанию поле чистой мысли, а как практическое изменение ума, позволяющее преобразовать мир, решить общественные проблемы не на их поверхности, а в корне.

Алексей Д