Історія релігій, Іудаїзм        25 Серпня 2014        215         1 коментар

ОБОРОНА ИДЕНТИЧНОСТИ

r Православие — единственная христианская конфессия, которая до сих пор не пытается избавиться от антииудаизма.

Недавно горстка православных либералов — священников и мирян из России, Грузии, Греции и Италии — собралась в Иерусалиме и робко призвала собратьев по вере отказаться от антииудаизма. На призыв мало кто обратил внимание. Но стоило сообщению об этой встрече появиться на сайте Антидиффамационной лиги, которая профессионально борется с антисемитизмом, как российские православные отреагировали на него весьма бурно. Мол, у иудеев самих рыльце в пушку: по сей день проклинают христиан в своих молитвах. И на крест плюют.

Кто б спорил — антихристианская полемика очевидна в ряде талмудических текстов, и к кресту после его специфического использования инквизицией у евреев не самое лучшее отношение. Но это никак не отменяет столь же очевидного факта православного антииудаизма. И полного нежелания православия что-то предпринять по этому поводу.После Второй мировой войны в европейском христианстве поднялась волна раскаяния за то, что сотворили нацисты с евреями. И протестанты, и католики признали, что христианский антииудаизм если не подготовил почву для расистского антисемитизма, то поспособствовал равнодушному отношению европейцев к массовому уничтожению евреев. Или помог их самооправданию — что делать, «народ-богоубийца», в конце концов, наказан Богом.

Либеральные протестанты сделали из этого грустные выводы: христианское учение нуждается не просто в чистке, пересмотрены должны быть сами постулаты веры. Консервативные католики нашли другое решение: христианам нельзя отказываться от сущностных вещей, достаточно избавиться от «теологии замещения». Суть ее такова: Церковь — это «Новый Израиль», следовательно, старый приказал долго жить, иудеи совершили непоправимую ошибку, не признав Христа, и Бог отвернулся от них навсегда. На Втором соборе Ватикан признал, что это не так «Иудеи не должны быть представлены ни отверженными Богом, ни проклятыми». И заодно снял с них многовековое обвинение в богоубийсгве. Ведь обвинить можно только того, кто сознает, что поднимает руку на Бога, а те соотечественники, которые обрекли Иисуса на распятие, как раз отказывали ему в этом. Когда христиане сделали первый шаг, начались подвижки и в иудаизме. Конечно, антихристианские настроения остаются, но крупные иудейские богословы делают встречные шаги. Декларация «Дабру Эмет» {иврит — «говорите правду») как раз об этом. Все эти перемены остались практически незамеченными православием. Дежурное объяснение: православие крайне консервативно по определению и трепетно относится к своему наследию. Антииудаизма же в этом наследии хоть отбавляй. Одно «Слово против иудеев» Иоанна Златоуста чего стоит. А в православном богослужении Страстной недели иудеи именуются «сонмищем богоубийц», и гнев господен призывается на их головы. Неудивительно, что самые страшные еврейские погромы совершались в России после Пасхи.

Православный антииудаизм прошлого связан е конкретными историческими обстоятельствами. Юдофобские инвективы Златоуста— следствие межрелигиозных распрей в Антиохии IV столетия, где знаменитый проповедник отстаивал чистоту вероучения. Антииудаистские пассажи в литургии также связаны со временем ее создания, когда важно было подчеркнуть разрыв христианства с иудаизмом. Современное православное богословие вполне отдает себе отчет в исторической обусловленности этих вещей и не настаивает на их незыблемости. Избавиться от них достаточно просто, было бы желание. Католики же избавились, а ведь отнюдь не либералы.

Неспособность православия отказаться от антииудаистского наследия объясняется вовсе не богословским консерватизмом. Причина в другом. Православные церкви — церкви национальные. Вселенский характер христианства остается у них на втором плане, на первом — вера как способ национальной идентификации. Не случайно РПЦ без устали подчеркивает: Россия — это православие. Поэтому, в отличие от католицизма с его наднациональным сознанием, православие не желает отказываться от «богословия замещения».

Ведь такой отказ признает не только право иудаизма на полноценное существование (он не проклят Богом), но и глубинную корневую связь с ним самого христианства. А это пугает потерей религиозной и накрепко связанной с ней национальной идентичности. Нынешнее юдофобство — следствие смертельного испуга, отсюда его истерическая агрессивность. Вопли типа «сам дурак, пошто на крест плюешь» призваны этот испуг скрыть. Антииудаизм сверху дает санкцию дремучему антисемитизму снизу и, в свою очередь, получает подпитку от него. Образовался порочный круг: антисемитские настроения в церкви не позволяют и помыслить о возможности преодоления антииудаизма, а тот усиливает антисемитизм. Возможность сослаться на авторитетные мнения Иоанна Златоуста и Григория Нисского греет сердца, полные ненависти к «синедриону демонов». В первые годы патриаршего служения Алексий II имел неосторожность обратиться к американским евреям с посланием «Мы должны быть едины с иудеями», где говорил о перспективах иудео-православного диалога. Что тут началось! Патриарха обвинили в жидомасонстве, вспомнили, что и фамилия у него нерусская — Ридигер, а в ряде приходов перестали поминать его во время службы. Руководство РПЦ так струсило, что с тех нор не позволяет себе и намеков на богословский диалог, обмениваясь с иудейскими лидерами казенными поздравлениями и туманными уверениями в дружбе.

По мере наступления глобализации национализм православных церквей растет. Они свято верят в то, что являются последним оплотом народного духа, который безжалостно унижается и уничтожается духом космополитизма. Страх потери идентичности усиливается. Так что порочный круг антииудаизма и антисемитизма вряд ли будет разорван в ближайшем будущем. Тем более в России, где широкие народные массы прекрасно помнят, кто такие на самом деле «безродные космополиты».

 Борис Фаликов

«Ами – Народ мой», Санкт-Петербург

Обговорення: 1 коментар
  1. Анатолій Мучник сказав:

    «МЫ НЕ ВЕДАЕМ, ЧТО ТВОРИМ»
    Молитва Палы Римского Иоанна XXIII о евреях
    «Мы совестимся сегодня от лжи, которая многие века ослепляла глаза наши, не замечавшие красоты избранного твоего народа, черт братьев, ваших по совершенству. Мы поняли теперь, что печать Каинова должна отметить чело наше, ибо на протяжении веков наш брат Авель был простерт на земле в крови и слезах, и это потому, Господь, что мы забыли любовь Твою. Так прости же нам приговор, который произносили мы иудейскому народу, произносили с такой жестокостью; несправедливостью. Прости нас, что мы распяли тебя этим самым второй раз, прости, ибо мы не ведали, что творим.»
    30 сентября 1965 г.
    Объявлена официально в Ватикане.
    В 1965 г. — «Ватиканский собор утвердил «Конституцию о евреях», снимавшую с ныне живущего поколения евреев «вину за распятие Христа».
    «Наука и Религия». № 2. 1970 г. Статья. «Враги и друзья». (За публикацию этого материала редактор журнала «Наука и Религия» был снят с работы).

    Відповіcти

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Новий ресурс про християнство

Рубрики
Ми у Facebook