Історія філософії        22 Липня 2015        235         Коментування вимкнено

Научно-рационалистическое направление в этике ХХ в.

віРационализм, как этическое и философское направление достигло расцвета в период с XVII-ХХ века, то есть в период Нового времени. Он определяет разум основой познания, деятельности и поведения человека. Разум является первопричиной развития мира. Хотя основы этического рационализма сформировались еще в древние времена.

Основателем этического рационализма считается древнегреческий философ Сократ, который знания о морали ставил на одну ступень с моралью и добродетелями человека. По его мнению, люди совершают преступления только из-за незнания закона.
Продолжают формироваться начатые в XIX веке научно-рационалистические направления, такие как прагматизм и позитивизм .

Основателем позитивизма является Огюст Конт. Идея этики в структуре гносеологии философа получает значение основной науки, которая может давать бесспорные и неопровержимые выводы склоняясь на утверждение биологии. Он определял главную функцию этики в том, чтобы определять влияние каждого действия и поступка на жизнь человека.

Этика нужна для того, чтобы проливать свет на социальные события и давать им характеристику с целью соблюдения порядка в социуме. Достижения порядка – это верный путь к совершенствованию нравственных ценностей человечества, который возможен только благодаря опоре на разум. Конт был сторонником всеобщей теории человеческих отношений основанных на почве добропорядочности, согласия, уважения и покорению нравственным нормам во избежание раскола в семье или любой другой социальной группе.

Тяготение к негативным страстям необходимо обуздывать с помощью разума. Мыслитель прогнозировал дальнейшее развитие человечества как научное, развивающееся на принципах интеллекта. Военное общество заменяется промышленным, сосредоточенным на рациональной добыче природных ресурсов. С тех пор как люди начинают думать научно, в мире заканчиваются войны, кровопролития и конфликты. По его мнению, позитивизм в политике играет более весомую роль чем революции, политика должна упрощать развитие человечества, потому что, миром управляют идеи. Конт придает первоочередное значение духовной иерархии перед социальной. Человек, который имеет высокий чин в обществе может иметь низкие моральные качества и наоборот.

Первооткрывателем прагматизма считается Чарльз Пирс. Основными объектами его изучения являются жизнь и знания. Из-за их сходства и родства эти понятия часто сравнивают с гуманизмом. Философия прагматизма основана на изучении человеческого опыта с целью улучшения жизни, ведь на основе опыта фрагментарно создается видение мира человеком, явлений жизни, формируются образы людей, представления о жизни, на основе опыта состоит философия отдельного человека.

Представители данного направления относились неодобрительно к уже существующим философским системам, поскольку они не имели практического применения для человека. В отличие от религии и этики, которые с давних времен помогают человечеству принимать решения на основе устоявшихся моральных норм и истин, которые не подлежали сомнению в своей правильности, объективности и достоверности. По мнению прагматиков, наука – это рычаг прогресса человечества, с помощью которого происходит развитие всех сфер в обществе. В науке многие факты, правила и гипотезы можно доказать на практике, в отличие от этики и философии.

Человек может изменить веру, если его опыт не соотносится с опытом религиозных учений и сомнение заполняет его жизнь. Как считали прагматики – это основная причина изменения веры у человека.

Последователь идей Чарльза Пирса – У. Джеймс выделил ключевые принципы прагматизма:

1) добро – это не оторванное от жизни теоретическое понятие, оно отвечает требованиям человечества;

2) всякая нравственная ситуация исключительная, поэтому, нет незыблемых правил, которые бы подходили при любых обстоятельствах, а нужны новые решения.

Джеймс доработал «прагматическое правило», согласно которому, стандартом правильности нравственной нормы является ее конечный продукт. Он отмечает, что личность всю свою жизнь решает реальные, четко определены проблемы и задачи для достижения своей цели, тем самым она пытается найти правильный алгоритм действий, который ведет к благосостоянию.

Нахождение рациональных действий для выполнения поставленных целей возможно только посредством использования разума. По его мнению, эти действия и являются моральными.

Мораль в традиционных представлениях считалась основой внутреннего, душевного недовольства, прагматики же ее определяют как средство достижения душевного покоя и комфорта.

Научно-рационалистическое направление в этике прошло долгий путь становления. В работах Гегеля началом и смыслом мира выступала абсолютная идея, или абсолютный разум, то есть была ведущей идея самопознания разума. Первой формой рационализма была античная натурфилософия, которая основывается на том, что чувства способны вводить в заблуждение.

В буржуазной философии классический рационализм подвергается критике, теряется вера в безграничность и могущество человеческого разума. Начиная с XIX века рационализм конкурирует с иррационализмом, который определяет главным в восприятии чувственную сферу, эмоции которым подвластен человек, через которые он и воспринимает мир.

Человек через призму эмоций по-другому смотрит на мир. Однако полностью рационализм не отвергнут. Попытки подтвердить его истинность реализовывались структурализмом и марксизмом, при этом его интерпретируя. Представитель структурализма П.Фейерабенд отвергает перспективу универсального метода познания, ибо всякое новое развитие знания предполагает отрицание старых методов познания. По его мнению, рациональность является произведением истории.

Основатели марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс позаимствовали идеи диалектики у Гегеля. Постижение возможно с помощью ума и органов чувств, а практика является единственным критерием истины.

АЛЕКСЕЙ Д

  Метки:

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook