Історія релігійПравослав'яХристиянство

Как относится к проклятиям в Псалтири ?

145675-xПсалтирь или Книга псалмов — одна из библейских книг Ветхого Завета, — которая содержит благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни.

В общем, Псалтирь это поэтический сборник, который вырастал постепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, и вошел в канон еврейских священных книг уже сравнительно поздно, когда Псалтирь, очевидно, подверглась строгой редакции.Книга псалмов рано сделалась (еще при Давиде, по крайней мере — в некоторых частях) богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, а затем и в храме. Впоследствии Псалтирь получила употребление при храмовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в определённые периоды времени. Богослужебное употребление Псалтири от евреев перешло и к христианам, которые также рано стали употреблять её в своих молитвенных собраниях (1 Кор. 14, 26; Кол. 3, 16).

Как необходимая для богослужения книга, Псалтирь переведена на славянский язык, по свидетельству Нестора, еще свв. Кириллом и Мефодием, и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа [4, с. 659–660].

Но как относится к тому, что язык и образы, используемые в некоторых псалмах, кажутся слишком резкими, подчас даже жестокими, а потому неуместными в христианском богослужении. Имеются в виду, прежде всего многочисленные проклятия, встречающиеся в некоторых псалмах. Как это можно совместить с христианской заповедью о любви и прощении врагов и молиться с помощью таких псалмов?

Например, псалом 108 царя Давида повествует о несправедливости преследования врагами и их жестокости по отношению к нему. Одну из самых главных ролей в этом играет надзиратель Доик. Давид молит Бога совершить над ним суд. Этот человек прославился тем, что писал доносы на Давида. Ему приписывают и убийство священников в Номве, где скрывался царь. Основной темой 108 псалма является представление Давидом тяжести своего положения. Он считает себя несправедливо и жёстко преследуемым праведником, который уповает на Бога и просит скорейшего суда для нечестивца Доика. Он считает, что за его предательство и жёсткое отношение к невинным страдальцам, Доик должен быть наказан Господом.

Во-первых, такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона — «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21,24; Лев. 24,19–20), закона соответственного возмездия [2, с. 250]. К тому же в данном псалме Доик является прообразом Иуды, который предал Христа.

Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что Псалтирь является канонической книгой. Этим утверждается её Божественное происхождение.

Таким образом, проклятия Давида или кого либо из царей его династии — это проклятия исходящие от Самого Бога. Это утверждение верно также и в отношении проклятий, произносимых пророками [1].

Также, Псалтирь — это книга о судьбах мира, созерцаемого в ней от его сотворения до Страшного Суда. Она как бы приоткрывает перед нами тайну Божественного Суда над родом человеческим — благословение одних и проклятие других. Человек обычно видит только одну сторону внешних событий, и поэтому часто недоумевает и смущается сердцем, когда видит, например, процветание людей лживых и беспринципных. Но псалом открывает нам их жизнь в глазах Божиих: это пыль, которую поднимает ветер с лица земли (Пс.1,4).

Но самым полезным, может быть, для нас является некое внутреннее свойство псалмов: при описании внешних событий они одновременно рассказывают нам о нашей внутренней духовной жизни. Вся трагическая борьба с врагами, описанная в псалтири, — это еще и описание борьбы с грехом в нашем сердце. Например, в 136 псалме («На реках Вавилонских») мы читаем ужасные слова: «Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень». Младенцы — это первые помыслы о грехе. Разбивая их о духовный камень (который есть Христос), мы избавляемся от греха.

Надо сказать, что проклинает Псалтирь скорее не грешных людей, ибо сама эта книга свидетельствует, что грешны все люди, и сам Давид, написавший её, пал в тяжкий грех, — но искренне раскаялся (Пс. 50). Дух Святой, Которым написана Псалтирь, проклинает тех, кто отвернулся от Бога и собственной совести, и в сердце своём зло положил как бы за добро — уподобляясь этим дьяволу. То есть Псалтирь проклинает дьявола, отца лжи и человекоубийцу от начала (Ин. 8,44), и людей, которые стали его орудиями.

В этом — удивительное единство Ветхого и Нового Заветов. Евангелие повествует нам, что Сам Христос с любовью прощал кающихся грешников, но гнев его был обращён на фарисеев и подобных им (Мк. 3,5). То есть на тех, кто ложь и лицемерие своего сердца почитает за истину [3].

Хижняк Ярослав,

кандидат богословия

Литература:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель. 1989. 2535 с.
1. Друми Ю. О псалмах-проклятиях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.icvidnoe.ru/index.php?catid=21:2009-10-03-20-24-21&id=31:2009-09-17-14-27-43&Itemid=34&option=com_content&view=article (дата обращения 27. 10. 15.).
2. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов / под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1907. Т. IV. 502 с.
3. Любимов А., прот. Проклятия в Псалтири. [Электронный ресурс]. URL: http://dubna-blago.ru/vopros_bibliya.html (дата обращения 27. 10. 15.).
4. Тураев Б. Псалтирь // Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1898. Т XXV А. С. 659–660.

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
1
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій