Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада – полное имя, пожалуй, наиболее известного в западном мире индийского религиозного деятеля, проповедника идей одного из главных течений индуизма – Гаудия-вайшнавизма, последователей которого принято называть кришнаитами.

Родился будущий миссионер 1 сентября 1896 года в столице тогдашней «жемчужины британской короны» городе Калькутта. Семья мальчика придерживалась строгих канонов Гаудия-вайшнавизма и соответственно воспитывала Абхая, но в юные и молодые годы он еще не достаточно увлекался идеями познания бытия и Бога. Родители дали молодому человеку хорошее европейское образование, которое он получил в Шотландском церковном колледже. Впоследствии Свами Прабхупада даже женился и совсем подался в мирские дела, стал заниматься фармацевтическим бизнесом, однако так продолжалось недолго.

В 1922 году на фоне угасания кришнаитских идей в индийском обществе молодой человек встречается с одним проповедником и навсегда отказывается от своих националистических убеждений, полученных под влиянием движения Махатмы Ганди. С этих пор основной задачей бытия он провозглашает распространение канонов вайшнавизма среди как можно большей массы людей. Уже через десять лет Абхай принимает от своего учителя духовное посвящение («дикша»), а впоследствии вообще уходит от мирских дел, оставляя семью и все заботы в прошлой жизни.

В 1959 году проповедник проходит обряд посвящения «санньясу», что означает отречение от материального образа жизни в пользу духовного, тогда же принимает монашеский сан и имя, под которым известен сегодня. Дальнейшие шесть лет проходят над переводами, составлением комментариев и донесением людям аспектов священных кришнаитских писаний.

Наиболее яркий период деятельности Свами Прабхупада начинается в 1965 году, когда он движимый мечтой распространения священной мудрости Индии по всему миру, отправляется с миссионерской миссией на североамериканский континент. В первый же год своего пребывания в Нью-Йорке, абсолютно не имея средств и каких-либо знакомств, только за счет проповеднических речей, ему удается сплотить вокруг себя значимую группу последователей из числа местных молодых людей. Уже на следующий год монахом основывается первая западная кришнаитская религиозная организация «Международное общество сознания Кришны», впоследствии признанная во всем мире и являющаяся крупнейшим и, по всей видимости, одним из наиболее влиятельных формирований Гаудия-вайшнавизма. Вплоть до своей кончины проповедник посвящает все личное время делам созданного формирования: за это время индуистскую мудрость перенимают сотни тысяч американцев, а затем и европейцев.

Умирает Свами Прабхупада 14 ноября 1977 года в своем жилище на территории Храма Кришны-Баларамы в святом для паломников-кришнаитов индийском городе Вриндаване. Прощание с гуру проходит под звуки коллективного воспевания Кришны («киртана»), проводимого ближайшими учениками проповедника.

За свой американский период деятельности Прабхупада сумел организовать возведение более сотни кришнаитских храмов, посвятить в гуру несколько тысяч молодых учеников, его переводы и комментарии священных текстов быстро распространились не только в США, но также были переведены на более чем 50 языков мира. В честь великого проповедника названы улицы и сооружения наибольших городов Индии. Особый след кришнаитское движение под предводительством Прабхупада оставило и в мировой культуре, что нашло отражение в тысячах фильмов, литературных произведений, памятников архитектуры.

Одним из наиболее интересных направлений философии монаха стало его отношение к пониманию процесса познания Бога, в противовес западному отрицающему материализму, он ставил свою концепцию «научного» познания. Свами Прабхупада отстаивал мнение, что только индийские священные тексты могут разъяснить людям происхождение Всевышнего и его деяния, тогда как официальная западная наука, основанная на принципах опытного («эмпиризма») и природного («натурализма») понимания, оказывалась ложной и вводила людей в заблуждение.

Алексей Д