Для японской мифологии характерно отсутствие образа создателя мира. В их представлении, все началось с первоначального порядка, а не родилось из хаоса. Первых богов (ками) трое: Амэ-но минака-нуси, Такамимусуби и Камимусуби. Они бесполые и лишены внешнего воплощения. Следом за ними в легендах появляются четверо более олицетворенных богов, связанных с природой.
Характерная особенность всех японских мифов – широкое отражение в них веры в магию. Мифы и легенды больше похожи на поверья. Их фольклор наполнен духами и существами, которых называют обакэ, ёкай или аякаси. Границы между суевериями и богами в представлении японцев очень размыты. Их боги могут проявлять себя как чудовища и наоборот. Этот феномен ярко виден в кинематографе и анимационных мультфильмах.
После того, как буддистская философия прочно вошла в народное сознание и появился культ государственности, мифы Японии изменились.
Главным лицом буддистских легенд стал владыка подземного мира – Эмма, воздающий человеку по заслугам, определяющий тяжесть его грехов. Небеса и ад отождествились японцами с реальными горами, где, как считалось, обитают ками.
У японцев нет строгого и каноничного изображения богов. Они могут быть антропоморфными и зооморфными. Буддийский монах Тоба положил начало одному из видов японского изобразительного искусства − тоба-э, которое вместе со свитковой живописью эмакимоно и гравюрой укиё-э считаются прародителями манги – современных японских комиксов.
Исконно японская религия синто всегда относилась к сексу как естественному проявлению природных потребностей человека, на что указывают многие древние мифы и легенды. Поэтому традиционное японское кино своей популярностью обязано режиссерам, пришедшим из эротического кино.
На Западе особую популярность обрели J-хорроры – фильмы ужасов, для которых свойственна медлительность, внимание к деталям, страх перед стихией воды.
Современной японской культуре удалось разработать особый визуальный язык, который несет в себе японскую специфику видения мира. Благодаря этому языку японцы успешно ведут диалог со всем миром, заявляя о своей культуре и воспринимая чужой опыт.
Алексей Д