Основы учения

Основателем этой философской школы считается грек Зенон (IV-III века до н. э.). Происхождение столь удачного названия весьма прозаично: оно было дано по имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон начинал свою философскую карьеру. Постепенно, спустя несколько поколений последователей, стоицизм окончательно покорит греков, а после римского завоевания станет доминирующим философским течением всего цивилизованного мира.


Итак, три столпа стоицизма: физика, логика, этика. Первый представляет из себя наработки философской мысли относительно природы, подводит черту под работами древнегреческих мыслителей. Природа представлялась как реализация «высшего» закона, который управляет всем, и человеком в том числе. Вообще, этот закон наделялся всесилием, приближающим его к Богу, каким мы сегодня его понимаем. Поэтому высшая цель в стоицизме – жить сообразно с природой вещей.

Главная же роль в философии стоиков отводилось этике, которая целиком сводилась к понятию воли. Если человек живёт в соответствии с природой, воля становится стержнем, а, значит, он может полностью контролировать её в любой ситуации. Сражаясь в тяжёлой битве, стоя на коленях перед палачом, умирая от голода, такой человек будет оставаться несокрушимым бастионом и, что не менее важно, абсолютно свободным.

Император-стоик

Марк Аврелий Антонин – последний император «золотого века», также разделял мировоззрение стоиков. Более того, он сам является автором нескольких трудов, принесших ему славу философа ещё при жизни.

Пожалуй, центральная тема, лейтмотив его трудов – бренность и тщетность бытия. Время представляется ему бурным потоком, уносящимся в бесконечность. И жизнь человеческая, будучи лишь малой каплей этого потока, выглядит крайне ничтожной и жалкой.  Также Аврелий часто обращает внимание на недолговечность умершего, какими бы славными деяниями не была отмечена его жизнь, в памяти потомков. Вообще, жизнь он видит крайне безликой и серой: от человека к человеку трудно усмотреть что-то уникальное, особенное. 

Однако, всему этому негативу может противостоять человеческий идеал: мужество, воля, зрелость в суждениях, готовность служить государству и народу. Это и есть моральные ориентиры, на которые в течение всей жизни должен двигаться человек. Есть в этой системе и «антиценности»: богатство, потакание своим сладостям, погоня за удовольствиями и т. д.

Марк видит человека существом сложным и двояким. Казалось бы, жизнь его проходит в суете и сиюминутных желаниях, но работает он, как правило, на перспективу, вкладываясь в достижение серьёзных целей. Тот же, кто не действует сообразно «высшему благу», под которым Аврелий понимает процветание государства, достоин всяческого осуждения и порицания. Подобно всем стоикам, император верит в существование высшего разума, частичка которого есть в каждом человеке, и поэтому у каждого есть та самая высокая цель, в стремлении к которой ему должно провести жизнь.

«Я знаю, что я ничего не знаю»

Автор этой фразы – Сенека, ещё один представитель римской школы стоицизма. Всё его учение наполнено противоречиями: он признаёт, что миром правят законы природы, но верит в божественное происхождение всего сущего. Смеётся над мифологической традицией, но охотно соглашается со всем мистическим, верит в гадания. Считает душу привязанной к телу, но частично бессмертной.

Стоический характер его философии начинает проявляться в суждениях о самоубийстве. Сенека признаёт его возможным, если на то есть веские основания: тяжёлые недуги, или рабство. Причём имеется в виду не социальный институт рабства, а потакание низменным человеческим порокам: жадности, похоти, лжи. Вот тут он и становится настоящим стоиком, признавая главной ценностью жизни силу и свободу воли.

В целом, Сенека соглашается со всеми основными постулатами стоицизма: смиренным принятием судьбы, сосредоточением на внутреннем совершенствовании, готовностью следовать высшим идеалам. Таким образом, вся его философская система – свод правил и догм, которые должны помочь человеку прожить правильную и счастливую жизнь.

Алексей Д