Под адвайтой подразумевается не только следование некому чёткому учению, а также и интуитивное понимание фундаментальных законов мироздания. А если быть точнее, то закон этот всего один, и заключается он в следующем тезисе: не существует ничего и никого, кроме процессов.

Обычные люди со стандартным мировоззрением сразу же отреагируют возражением из разряда «Как это никого не существует, когда я существую!». Но тут надо быть последовательным и поинтересоваться у любого такого неосведомлённого человека касаемо того, что представляет собой это самое «я», которое, по мнению этого самого «я», точно, на сто процентов, безоговорочно существует.

Что касается ответа на такой вроде как примитивный вопрос, то ответ будет почти во всех случаях такого рода: «Я Серёжа/Тамара/Антоша/Саша» и так далее. То есть, обычный человек скажет, что он – это его имя. В каком-то смысле обладатель имени будет прав, потому что имя вроде как и правда существует. Но вот только без обладателя имени не будет существовать ничего – в том числе и каких-либо имён.

Появляется вопрос: что скрывается за обладателем имени? Многие скажут, что все обладатели имён – это люди. Это правда. Однако если не будет одного человека, то все люди попросту исчезнут. Если не будет второго человека – все люди тоже исчезнут. Не будет всех людей – все люди опять-таки исчезнут. Появляется вопрос: благодаря чему появляются люди? Кто-то ответит так: люди появятся, когда появится тот, кто сможет их воспринимать через зрение. Но ведь даже если такой человек и появится, то это ещё не гарантирует того, что он будет что-либо воспринимать. Дело в том, что такой человек может потерять сознание или просто войти в сон. В этих случаях окружающие его люди будут отсутствовать. Но почему? Потому что в таких ситуациях почти полностью исчезает процесс осознавания реальности.

Выходит, что если нет сознания, то значит, что нет и реальности. Так что за каждым именем скрывается как раз-таки именно сознание. Сознание – это синоним восприятия, а восприятие – это процесс, который не имеет автора. Ни один человек не создавал в себе сознание – оно в нём возникло само собой, без его волеизъявления. А если сознание не имеет автора, то, получается, что каждая реакция (то есть каждое действие), появившееся в ответ на любой стимул окружающей среды, тоже не может быть чьей-то собственностью. Говоря простыми словами, любое действие каждого человека – это не акт его волеизъявления, а просто возникновение одного процесса в ответ на другой процесс, когда под одним процессом подразумевается сознание человека (процесс восприятия реальности), а под вторым – сама реальность как один сплошной процесс существования всего.

Если человек начинает понемногу проникаться концепцией адвайты, то он обязательно скажет: «Я есть сознание!». Однако подобная формулировка – это всего лишь условность, позволяющая людям избежать несовершенство любого языка. Ведь вряд ли можно ответить фразой «есть сознание» на вопрос «кто ты?», потому что обязательно будет проситься к использованию местоимение «я». Однако по факту никаких «я» не существует. Вернее, это самое «я» существует лишь в качестве иллюзии разделения в виде дуальности «я и окружающий мир». Вопрос в другом – где находится эта иллюзия? Ответ прост: эта иллюзия находится в сознании. Следовательно, отсутствие сознания предполагает отсутствие иллюзий.

Однако в этом случае возникает некоторый нюанс. Почему? Дело в том, что в мире присутствуют люди, в которых иллюзии заменились безылюзорным восприятием действительности. То есть, сознание у таких людей присутствует, однако они воспринимают этот мир не с позиции воспринимающего, а вообще без какой-либо позиции. Так что правильнее будет сказать не «они воспринимают», а «через них проистекает восприятие». Только не через них как личностей, а через них как сосуд для сознания. Таких людей называют просветлёнными.

Стоит уточнить, что ни один просветлённый человек не достиг просветления, потому что само понятие достижения чего-либо предполагает наличие воли, а наличие воли означает наличие автора, который изъявляет эту самую волю. Однако авторов существовать не может по той причине, что для изъявления воли не должно существовать факторов, влияющих на волевое решение, потому что иначе это будет уже не воля, а поведение по типу «стимул – реакция». То есть, в теории воля может существовать только тогда, когда отсутствует среда, влияющая на автора воли. Однако парадокс заключается в том, что если не будет среды для возникновения воли, то ничего, собственно, и не возникнет, потому что волеизъявление предполагает осуществление какого-то действия. А если нет стимулов к действиям, значит и не будет этих самых действий. А если нет действий, то значит, что нет и автора действий. Ведь если нет ничего, то как может в этой пустоте находиться что-либо кроме этой самой пустоты?

Так что просветлённые люди – это, по сути, даже не люди – это лишь течение жизни в людях. Течение жизни – это процесс. Восприятие реальности – это тоже процесс. Восприятие реальности осуществляется путём совместной работы органов человека. Органы существуют благодаря тому, что в клетках, из которых они состоят, проистекают процессы жизнедеятельности. И даже существование неживой материи – это тоже процесс, только уже процесс существования атомов, из которых состоит неживая материя. Так что можно сказать, что всё во вселенной состоит из процессов, а соответственно, нет ничего кроме процессов. Однако это не отменяет существования иллюзии в людях в виде отношения к себе как к разделённому с миром – мол, есть некий «я», а есть мир, в котором это «я» находится. Только надо понимать, что это именно иллюзорный процесс, а не действительность.