Идеальное тождество

Георг Гегель – немецкий философ XVIII-XIX веков, работавший над вопросом сходств и различий частного и абсолютного. Он считал, что все различия между существованием и образом мышления человека происходят от различия в состоянии личности на данный конкретный момент и её возможным «абсолютным» состоянием. Достичь этого состояния можно только в процессе непрерывного совершенствования: индивидуум должен пройти весь путь развития человечества, чтобы вобрать в себя этот колоссальный духовный опыт и научиться смотреть на свою жизнь и окружающий мир «зрелым» взглядом. Тогда все различия исчезнут, и будет достигнута идеальная форма человека, верх развития мысли и воли.

Развитие сознания Гегель представляет в виде подъёма вверх по лестнице из трёх ступеней, каждая из которых вбирает в себя все предыдущие и отрабатывает их на качественно новом уровне.

Хотите сделать предложение своей девушке, и не знаете в каком интернет – магазине купить кольцо? Тогда быстрее заходите на сайт ювелирного магазина «Казка», где найдете большой ассортимент колец на любой вкус и цену. Только в ювелирном магазине kazka.ua  Вы сможете купить качественное обручальное кольцо  по доступной цене.
Первая – сознание: личности противостоит окружающий мир, а сознание лишь наблюдает за этим со стороны, пользуясь чувствами и разумом. Дальше идёт самопознание, и переход сюда возможен только с полностью раскрытым сознанием, активно ставящим цели и достигающим их. Последний уровень – «дух». На нём сознание овладевает не только материальной стороной бытия, но и полноценно ощущает его с духовной стороны. Так как движение индивида по лестнице должно повторять духовный путь человечества, каждая ступень соответствует своему уровню развития человеческой культуры, науки и общественных отношений.

Гегель старался подвести всю Вселенную, включая духовную её часть, под некий «общий знаменатель». Им, в конечном итоге, стала идея абсолютного разума. В процессе развития его учения, эта идея переходила от бесформенных и расплывчатых утверждений, «видения общей картины» к вполне конкретным положениям и постулатам.

Основой существования и работоспособности абсолютного разума объявлялась логика – идеальный инструмент, доступный любому сознанию. Дальнейшее его развитие возлагается на природу, ведь она была создана Богом именно как колыбель человечества.

Диалектические законы.

Гегель уделял много внимания анализу философии, её течений и школ. В результате, им были сформулированы три основных постулата диалектики:

1. Тот самый закон о переходе количества в качество. Под качеством Гегель понимает нечто, характеризующее предмет внутренне, определяющее его свойства. Количество же, напротив, характеризует предмет относительно внешнего мира. При этом абсолютная мера должна включать описание предмета как с одной, так и с другой стороны. Но количество будет превращаться в качество не мгновенно, а в процессе плавного перехода.

2. Закон о сосуществовании в одном процессе противоречивых понятий. Для классической логики это совершенный нонсенс, ещё со времён Аристотеля человек мог быть или только хорошим, или только плохим. Диалектика Гегеля же признаёт изменчивость мира, его противоречивую природу и допускает, что человек может днём жертвовать деньги на борьбу с раком, а ночью грабить прохожих. На самом деле, любой предмет, в силу непостоянности бытия, когда-нибудь превратится в нечто противоположное, поэтому в процессе такого перехода возможны самые неожиданные казусы.

3. Закон бесконечного отрицания. Любая система со временем наполняется противоречиями и отрицаниями. Когда их станет слишком много, существовавшее равновесие нарушится, и система начнёт искать новое. Именно переход в новое состояние Гегель и называет отрицанием. Но оно тоже не может быть идеальным, а значит будет копить противоречия. Таким образом, на этом бесконечном пути отказом от одних состояний и переходов в другие, система даже может вернуться в первоначальное, но свойства системы при этом уже могут не иметь ничего общего с теми, что были когда-то.

Алексей Д