В качестве самостоятельной науки религиоведение обрело востребованность в XIX веке. В настоящий момент ведутся активные споры о том, может ли ученый-религиовед быть приверженцем одной веры. Это связано с тем, что сама идея научного познания противоречит возникновению каких-либо пристрастий. Тем не менее, в ХХ столетии специалисты пришли к единому выводу. Они посчитали разумным ориентироваться на личностные черты исследователя.
Интерес к религии наблюдался на протяжении многих веков. Еще в древние времена люди пытались узнать, откуда появились божества. Поэма Гесиода «Теогония» подтверждает тот факт, что мнения о родословии Богов неоднозначны. В свою очередь, греческие философы Гекатей Милетский и Феофраст посчитали религию инструментом, позволяющим руководить обществом.
В период Средневековья Фома Аквинский, итальянский теолог, создал новое философское направление ‒ томизм. Его основное положение ‒ «лишь истина исходит от Бога, но естественному познанию она недоступна». Фома был убежден в том, что люди могут совершать ошибки, между тем как религиозные догмы правдивы и непреложны.
Мыслители эпохи Возрождения, такие как Шарль де Бросс и Христофор Мейнерс, положили начало изучению религии как явления, способствующего развитию общества. Они считали, что вера позволяет не очищаться от грехов, а совершать поступки, следуя доводам разума. Не судьба властна над личностью, а личность над судьбой. Церковные предписания должны помогать в поиске истины, а не искоренять индивидуальность.
В период XVIII-XIX вв. внимание уделялось научному исследованию вероисповедания как социального феномена. Большинство теологов считали христианскую веру единственной допустимой. Другие воззрения воспринимались ими как суеверия. В данный временной промежуток начинала выстраиваться четкая хронологическая последовательность изучения религии. Акцент был сделан лишь на ее историческое значение.
Алексей Д