На ряду из самых древних и развитых культурных миропониманий стоит и древнеиндийская философия. Аутентичные учения индийских мудрецов стали примером и силой мотивации для великих политических и культурных деятелей, мудрецов, ораторов, философов будущих эпох: Ф. Ницше, Ж. Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, Махатмы Ганди, и других.

Современная история делит путь развития древнеиндийской философии на 6 периодов:

  1. Первобытнообщинный лад индустанцев;
  2. Цивилизация Мохеджо-Даро в Инде;
  3. Первобытные арийские племена;
  4. Арийские классовые племена-государства, борющиеся за территорию;
  5. Период развития магадхатского племенного лада;
  6. Государство Маурья.

Оригинальная черта индийских племен – деление общества на 4 касты: шудры, брахманы, кшатрии и вайшьи. Между собой они были созависимы из-за строения и функционирования общинного единства и политической деятельности на международной арене. Представители каждого предыдущего периода передавали духовное наследие для потомков. Таким образом, впитывая достижения и открытия, каждый последующий этап ставал насыщеннее и богаче знаниями и ценностями.

В переводе с санскрита ведов слово «варна» интерпретируется как окраска. В историческом значении – это закрытый круг общества. Туда входили конкретные люди, зависимо от своего рода деятельности и наследия предков. Принадлежность к определенной касте наследовалось исключительно с рождением. К шудрам принадлежали чернорабочие общины; вайшьи – племена, которые занимались торговлей, земледелием и разными ремёслами; кшатрии были воинами; брахманы – ораторы, мыслители, жрецы.

Любомудрие древней Индии концентрировалось на интеграции мифологических форм восприятия в философские. Основа такой философии прослеживается еще в «Ригведе» (первый сборник обращений и воспевания Бога) и продолжает развиваться до «Упанишад» (сборник гимнов, где религия приобретает философский смысл). Для первобытных индийцев Человек – это целая Вселенная. То есть, для них Пуруша – некое существо, человекообразная форма, из которой был создан весь мир путем религиозного обряда жертвоприношения Богами.

Впоследствии появилось все остальное: рыбы, лошади, птицы, коровы, атмосфера, солнце, гимны, обряды, природные стихии. Ключевым моментом мировознаний являются социальные круги людей, невозможность их равенства. Каждая каста появилась из конкретных частей тела Пуруши: губами были созданы брахманы; из рук появились кшатрии; от бёдер вышли вайшьи, чернорабочие шудры – из ног. Таким было первое описание варн в найденных источниках этой культуры.

Позже, с появлением «Упанишад» начало упоминаться понятие Брахмана. Это некая мифологическая субстанция, наполненная философским смыслом. С этим живым мифологическим Богом связывают зарождение всего генетическое. Своего рода завершающий этап полного развития индийской цивилизации, природных явлений и человеческих вещей. Только теперь появились учения о философском происхождении всего мира, а не только мифологического. И только спустя несколько поколений, брахманизм стал религией, которая не имела никакого начала в народной идеологии.

В текстах «Упанишады» мудрецы начинают упоминать понятие «кармы». Следуя индийским источникам, это знамение, определяющее рок человека. Это учение тесно переплетается с сансарой, перерождением души. Для самой же кармы не характерны такие приземленные вещи, как эгоцентризм. На человека, чьи дела направлены на достижения собственной выгоды, законы кармы не распространяются. Судьба человека находится выше реальности. По законам кармы, все деяния имеют причинно-наследственную связь. Каждый благой поступок человека и определяет его карму, совершенствуя её. Соответственно, после плохих деяний с ним произойдет такое же. Необязательно в этой жизни. После перерождения души в другое тело, животное, растение или бога, все поступки из прошлой жизни отражаются в новой.

В европейских древних цивилизациях акцент стоит на изучении внешнего вида, образа предмета или существа. А в древнеиндийской идеологии стараются изучить и понять процессы, происходящие в сознании человека при столкновении с внешним миром. Неразрывная связь личности с явлениями мира – главный объект исследования, база этой гносеологии.

Согласно верованиям древнеиндийских мудрецов, душа имеет двухъярусную основу: атман и манас. Атман – вечная и неизменная часть Брахмана в душе человека. При реинкарнации это начало сохраняется. Манас – дух, который рождается, развивается, эволюционирует в процессе жизнедеятельности. Он напрямую связан с кармой, судьбой и поступками человека.

Материальные и духовные ценности по-прежнему разделяются и на современном этапе развития индийской философии. Спокойствие души невозможно обрести, если гнаться за мирскими усладами и физическими удовольствиями. Баланс сохраняется при регулярной практике йоги и развитии мистического чувства интуиции.

Алексей Д