Одним из самых развитых и богатых миропониманий древнего мира считается именно древнегреческая философия. Греки заняли, переосмыслили и воспроизвели понятия своих соседей: египтян, финикийцев, персов, славян. Особое внимание стоит обратить на исторические факторы зарождения данной философии: рабочий средний класс торговой промышленности борется с несправедливым отношением к себе аристократии. А также параллельно себе находит место ритуал поиска смысла бытия на Земле, как устроен мир и место человека в нем. Таким образом, космоцентризм стал одним из главных принципов древнегреческой философии.

Одной из школ, развивающей космоцентрические взгляды стала «Милетская школа». Представители и ученики школы находили первобытное начало мира в его стихиях и природных проявлениях. По мнению Фалеса, вода была первоисточником жизни, она могла и зарождать, и разрушать. Анаксимандр ему перечил, утверждая, что материальное начало – основа всему. Ученики Анаксимандра расходились с ним во мнениях и считали, что только воздух способен зарождать жизнь.

Но, несмотря на все противоречия представителей этой школы, они все придерживались одной диалектики: применяя метод познания, человек должен видеть мир со всеми его противостояниями и разными стихиями в единой связи. Милетцы утверждали, что ничего не может возникнуть просто так, из пустого места. Они видели бесконечный источник жизни на планете и такую же безграничность в космосе. Все многообразие жизни человека имеет одно общее начало, но воплощается в разных формах.

Демокрит же считал, что пустота и атом – начало всего на планете и в космосе. Вечные по-своему существованию атомы имеют разную форму, порядок, величину, направление движение. Сталкиваясь друг с другом, они образовывают что-то новое. А вот распад приводит к гибели. Соответственно, так и происходит бесконечный водоворот жизни, которую создает не Бог. Существование появляется естественным путем из-за необходимости. За Демокритом, познание мира путем восприятия эмоций и чувств дает лишь темное определение о чем-либо. А вот пропуская знания через разум, человек получает более глубокое познание мира. Но стоит отметить, что философ делал свои умозаключения исключительно теоретически. Практикой его знания на этот счет не были закреплены. Поэтому гениальные идеи были вперемешку с глупыми представлениями о неизведанном.

Весомую роль в формировании древнегреческой философии сыграла «Школа софистов». Софисты считали, что каждый отдельный предмет стоит характеризовать и оценивать со всех сторон. Только человек есть мерой для всего неодушевленного на планете. Ученики часто подвергались критике из-за относительного понятия высших моральных категорий добра, честности, справедливости. Также они первые, кто начал платно учить понятиям философии, риторике и умению отстаивать свою точку зрения путем неоспариваемых доводов. Для школы было характерно использовать приемы вырывания события из его связи с другими, сравнивание и накладывание принципов одного действия или исторического события с другими. В целом, софистика пропагандировала субъективную самоуверенность личности без всякого содержания объективных представлений о каких-либо вещах.

Совершенно другие представления были у «Школы стоицизма». Познавать философию для стоиков было делом всей жизни, обретением жизненной мудрости таким путем. Их взгляды сконцентрированы на знаниях, на подтверждении теории практикой. Мудрец мог похвастаться своей не обременённостью от внешних дел, свободой от всяческих страстей. Именно в этом заключается счастливая жизнь. Апатия – это идеал для стоика. Они пытаются освободиться от внутренних и внешних (физических) удовольствий ради получения спокойствия. Чтобы достичь этого покоя, необходимо отказаться от всех пристрастий, научиться владеть собой и своими поступками и, в итоге, смириться с судьбой. Другого пути не существует. Пессимистический настрой сопровождает мудреца на протяжении его жизненного пути.

По идеологии Аристотеля, есть что-то первоначальное, от которого зарождается все остальное. Сначала появляется материальное, то есть, сам предмет, в потом – его определение, характеристика, понимание его предназначения. Дуализм был присущ для его учений: материя не может существовать без формы. При чем, материя – пассивная, а форма – активное начало. Он первый, кто обратил на существование дуализма в человеке: социальное и биологическое. Его отличие от животного в возможности выражать эмоции. Насчет политических взглядов, то монархия и аристократия – лучшие формы правления в стране.

Своеобразно, что древнегреческая философия имела разные взгляды и учения своей философии. Благодаря представителям этой эпохи, будущий мир получил ценную базу для изучения земной природы, космоса и человека.