Китай – одна из стран, которые имеют древнюю культуру, богатую на события историю, аутентичную философию бытия. В государстве Шан-Инь во 2-м тысячелетии нашей эры понемногу формируется рабовладельческий быт. В основном, рабами ставали пленные. Их использовали в земледелии, скотстве, реже в строительстве. В это же время и укрепляются кровнородственные отношения в обществе. Правитель владел полями, на которых работали общинники, но предоставлял им земли в общее пользование.

В эту эпоху твердо закрепилась религиозно-мифологическая идеология. Люди верили в воплощение богов и духов в животных. Многие птицы, рыба, животные имели похожие очертания с обличием богов или духов. Эти божественные существа называли полубогами. Шан-ди был главным божеством во всем пантеоне. Именно ему повиновались все духи природных стихий, боги, люди. Он считался первооткрывателем, родоначальником живого на земле. Рядом с тем в мифологии существовала иная версия зарождения жизни. В бесконечном хаосе и беспорядке Вселенной случайным образом появились дух Инь и дух Янь. С тех пор Инь управляет землей, Янь – небом. Бесконечный мрак закончился и воцарился свет, начала зарождаться новая жизнь на земле.

Мифологическая предыстория имеет важное значение в формировании первых философских концепций. Многие идеи и образы из мифологии перешли в философские трактаты. Народные образы и поверья обосновывают учения мудрецов.

Одновременно с зарождением космогонической идеологии о силах Инь и Янь появились натуралистических идеи о пяти первостихиях. Созерцание за огнем, водой, землей, металлом и деревом, привело мыслителей к выводам, что жизнь зародилась благодаря этим силам. Стоит разделить их или отбросить хотя бы одну – жизнь погибнет. Вода должна оставаться мокрой и течь вниз; огонь подыматься вверх своей силой; дерево должно выпрямляться и быть способным сгибаться; металл – подчиняется воздействию окружающей среды; природа земли принимает посев рабочих и благодарит за уход богатым урожаем.

Возвеличивание богов и духов стало проигрываться культу первопредка. Исторические традиции, морально-этические проблемы общества, политическая ситуация – это гарант порядка в государстве и между людьми. Философские мышления об абстрактном и божественном выходят на второй план. Правители, великие мудрецы и мыслители, ораторы стали ключевыми, кто содействует непоколебимости гармонии на земле и в небе. Учения Конфуция, Лао-цзы, Мо-цзы подтверждают духовное мышление человечества.

Философия Даосизма

Согласно идеологии Лао-цзы, Дао – это бесконечный космос, в котором все цельное – неделимое и человек является неотъемлемой частью этой природы. Культ недеяния подразумевает единение человека с космосом; естественность – единственный принцип цивилизации социума; любые спонтанные поступки невозможны. Лао-цзы учит размышлять о происхождении мира, государстве, величать своего правителя и отрицать любые другие теории.

Имеет место только естественное положение вещей. Любые деяния человека должны согласовываться с порядком космоса, поскольку в миропорядке нет возможности человеком контролировать построение своей судьбы. Природа, человек и космос – главные «киты», на которых стоит даосизм. В мире все происходит спонтанно, без закономерностей, жизнь находиться в постоянном движении. Поэтому, понятие пути в древнекитайской философии Дао имеет философский смысл.

Философия Конфуцианства

Конфуций несколько отошел от даосизма и стремился к своему учению, в основе которого бы лежали ритуалы по обычаям древних преданий. Вся идеология и ценности аристократического Конфуции направлены в будущее. Связь человека с семьей и государством – его философская традиция. Идеальное будущее – это могучее государство, которое может заменить семью каждому гражданину, а отец-государь управляет всей «семьей».

Праведна жизнь, улучшение своих нравственных понятий, совершенствование физической силы, укрепление моральных предубеждений, соблюдение ритуалов и благопристойности – тот путь, которым решаются все проблемы общества. Идеальный государь владеет правилами этикета, ему свойственны такие качества как благородность лояльность, мудрость и порядочность.

Философия Мо-цзы

Философия Мо-цзы в некоторых смыслах и понятиях расходилась с представлениями Конфуция. Для моизма народ выше государства. В нем кроется благополучие, сила, единство государства. Добрые деяния – основная цель жизненного пути. Если по Конфуцию судьба человека уже предугадана, то по Мо-цзы – каждый сам творец своего жизненного пути. Человек познает окружающий мир через свои п’ять органов чувств. После новому знанию нужно дать рациональное объяснение ясным разумом. Осмысленное должно найти себе применение в реальности (будь то учения, предмет, поступок, гимн). Интерпретируя внешний мир, исходя из своего опыта, человек создает сам свою судьбу и решает, по какому жизненному пути ему направляться.

От мифологии до рационализации действительности строилась история философии в Древнем Китае. Несмотря на дискуссии и расхождении во мнениях мудрецов, основа была для всех одной: человек, государство, космос. Культивированные традиции передавались поколениями и в современном Китае находят свое применение в народе и философии.

Алексей Д