Далай Лама XIV – духовный и общественный тибетский деятель. Родился в 1935г. Его родители были бедными крестьянами из провинции Амдо, находившейся под контролем Китая. В семье, кроме  Лхамо Дхондруб (настоящее имя Далай Ламы) было ещё 7 детей.

Далай Лама – значимый титул в тибетской ламаистской школе. По традиции, перед приближающейся кончиной, каждый действующий Далай Лама оставляет завещание, в котором указывает, где можно найти его новое воплощение. При этом учитываются разные приметы: место, время и необычные факты рождения, поведение, родимые пятна на определённых частях тела. Известно, что Далай Лама XIII побывал в родной деревушке Лхамо Дхондруб и проговорил своё желание вернуться сюда вновь. Суммируя эти и другие данные, а также проведя испытания, монахи-ламаисты признали Лхамо как реинкарнацию предыдущего Далай Ламы. Мальчику в то время исполнилось 2 года.

Через год Лхамо и его семья переезжают в столицу Тибета Лхасу. Будущий Далай Лама поселяется в древнем дворце Потала, осваивает сложные церемонии и проходит долгий курс обучения, в который были включены разные науки: литература, философия буддистов, тибетский язык, медицина. В 1940г. его возводят на трон, и он становится главой одной из самых древних мировых религий. Но Лхамо не прекращает учиться, в 24 года успешно сдаёт все экзамены для получения степени доктора буддийской философии и становится геше-лхарамба.

Власти Китая всегда стремились присоединить к себе Тибет, и отношения между двумя странами обострились в 50-х годах прошлого столетия. Далай Ламу XIV выбирают светским правителем Тибета, и в ответ на вооружённую борьбу тибетцев против оккупации, он стал призывать народ к мирному решению проблем. В 1959 г. тибетцы всё же поднимают освободительное восстание, но оно жестоко подавляется китайской армией. Далай Лама вынужден был покинуть родину и переехать в Индию, где по настоящее время и располагается в изгнании правительство Тибета.

Духовная и общественная деятельность Далай Ламы XIV ценна тем, что он постоянно призывает к ненасильственному существованию всех стран и народов. Он создал в своих политических трудах модель зоны Ахимсы, территории, на которой отсутствует милитаризация, насилие. Эту модель он предлагает создать на Тибете, а затем по образцу распространить по всему миру. Ахимса – возможность человека жить в гармонии с природой.

После продолжительной деятельности Далай Лама в 2011г. заявил о своём уходе из политического управления страной. Но он до сих пор не прекращает защищать тибетскую независимость, предлагая дать возможность жить и развиваться Тибету в составе Китая на автономной основе. Являясь выходцем из простого народа, он близко принимает все проблемы бедноты, стараясь облегчить её участь. Далай Лама выступает за многообразие философских мыслей и религиозных воззрений, утверждая, что таким образом происходит взаимное обогащение людей различной ментальности.

Несмотря на то, что он является духовным вождём буддистов, Далай Лама неоднократно в последнее время говорит, что этике и духовности не следует базироваться на религии, это уже неактуально и не соответствует реальному положению вещей. Рассматривая вопрос последующей реинкарнации, он считает, что Далай Лама не должен быть политическим лидером.

За популяризацию идеи мирной жизни, разработку плана по созданию демилитаризированной  зоны Далай Ламе XIV в 1989г. вручена Нобелевская премия. Он отмечен также наградами от 12 различных государств за активную пропаганду гуманистических воззрений.

Алексей Д