Ах Пуч по мифам майя является богом мертвых существ и королей преисподней. Шибальбы (преисподняя) у майя находилась под землёй. Название происходит от слова xibil (исчезать). Как думали племена майя, боги Шибальбы  поражали людей болезнями. Шибальба была создана полной опасностей. Дорога в нее была трудной, надо было пересекать три реки, которые заполнены скорпионами, кровью, гноем. Затем путник попадал на распутье четырёх говорящих дорог, которые пытались напугать идущего.

Ах Пуч

После всех испытаний, путешественник представал перед владыками Шибальбы, возле которых сидели чучела. Путник, ошибаясь, приветствовал кукол, это должно было его унизить. Ему предлагали сесть, вместо скамьи на раскаленную плиту. Такие развлечения с гостями были у владык Шибальбы перед отправлением их на смертельное испытание. Ах Пуч ассоциируется со смертью, отождествляется с разложением тела и связан с состоянием недавно умерших.

Он есть воплощение распада, появляется в форме скелета. Изображение мифологического бога происходит с черепом на том месте, где должна располагаться голова. В классический период майя, Ах Пуч изображался с головой совы. Голова каймана служила ему головным убором. Кайманов еще называли очковыми. Это небольшие аллигаторы, достигающие в длину двух метров, и весом примерно до сорока килограмм. В переводе «кайман» означает «крокодил», обитающий в Центральной и Южной Америке. Эти животные не имеют ничего общего с черными (Melanosuchus) и гладколобыми (Paleosuchus) кайманами. В разных версиях изображение бога мертвых Ах Пуча выглядит по-разному. Общее, что их связывает это большие пятна на теле, черного цвета.

Эти пятна являются трупными, появляющимися после окончания периода жизни и символизирующие гниение тела. Бог изображен с большим, раздутым животом, который иногда покрыт гниющей тканью. В его волосах можно заметить кость человека. Богов, олицетворяющих смерть, у майя было множество. В зависимости от племени, имена богов отличались друг от друга. Согласно преданиям, боги существовали в подземельях, их число равно девяти. Соответственно, облик на иконографии у них был различный. В основном, упоминаются у майя Кумхав, Кисин, Кикшик и т.д.

Алексей Д