С самого начала заселения территории Индии арийскими племенами, общество разделилось на своеобразные сословия – варны. Менялись вероисповедания: от ведической религии, до брахманизма и индуизма, но в индийском обществе варны присутствовали всегда, в том или ином виде.

Будущее человека полностью предопределено его принадлежностью к варне. Социальные лифты, позволяющие перейти на ступень выше, попросту отсутствовали. Браки между представителями разных варн хоть и случались, но подвергались сильному осуждению со стороны общества. Ребенок, рожденный в таком браке считался неполноправным.

        Варны — это именно сословное деление общества, в отличие от каст, которые дифференцируют людей еще и по роду занятий. Каст существует великое множество, а варны представлены четырьмя видами:

  1. Брахманы — священнослужители, жрецы, приближенные царя;
  2. Кшатрии – воины, из их числа обычно избирали царей;
  3. Вайшьи – земледельцы, торговцы, ремесленники;
  4. Шудры – слуги, разнорабочие и т.п.;

Такая система появилась неспроста. Индийские жрецы считали, что интеллектуальным трудом и изучением священных текстов должна заниматься отдельная категория людей, не запятнанная слабостями и человеческими соблазнами, — брахманы.

Защищать государство и следить за общественным порядком, ограничивать остальные варны, должны воины – кшатрии. Вайшьи являлись опорной частью экономики, благодаря своим основным занятиям –  торговле и производству. Шудры же помогали остальным варнам в осуществлении их целей и задач, занимаясь неквалифицированным трудом.

В Законах Ману, первом памятнике древнеиндийского права, сказано, что варны произошли от бога Брахмы. Из своих уст он сотворил брахманов, руки стали основой для создания кшатриев, из бедер появились вайшьи, шудр же Брахма создал из своих ступней.

Все варны, за исключением шудр, имеют возможность «второго рождения».

После достижения определенного возраста, происходило посвящение: ребенок получал «шнурок», который символизировал своим цветом принадлежность его к одной из трёх варн.

Все, рожденные дважды, должны были пройти через четыре основных этапа жизни:

  1. Брахмачарья — период обучения. Дети обучались у наставника, выполняли все его наставления.
  2. Грихаста — период семейной жизни. После окончания обучения, человек мог заниматься семейной жизнью, обустраивать хозяйство.
  3. Ванапраста — после достижения старческого возраста, человек уходил в горы, леса, становясь отшельником. Период познания себя и мира.
  4. Самняса — период отшельничества, полного отречения от удовольствий, подготовка к смерти.

На сегодняшний день, разделение общества на варны и касты проявляется все слабее, однако влияние их на социум по-прежнему велико, особенно в сельской местности.

Алексей Д