Пратитья-самутпада – одно из неотъемлемых частей буддийского учения, которое объясняет возникновение различного рода страданий, а также выдвигает способы его устранения. Концепция пратитья-самутпада основывается на взаимосвязи абсолютно всех событий, которые могут быть подвластны различным факторам, а также условиям. Это главная теория, которая также объясняет происхождение дхарм – своеобразной цепи.

Данный закон проявляется на разных уровнях бытия, а также касается как живой, так и не живой материи. Используя формулу под названием «Колесо жизни», учение дает объяснение возвращения человека в мир. На основе древнего учения Пратитья-самутпада, была создана мантра, изложенная в Винае. Знаменитая мантра была сформулирована и переложена в стихотворную форму, одним из учеников Будды по имени Ашваджита.  Одной из популярных схем, которую используют для объяснения пратитьи-самутпады, являются 12 звеньев – нидан, а также и сам круговорот сансары.

Опираясь на утверждения Будды, пратитья – самутпада напрямую связана с трактовкой «серединного пути». Понятие пратитья – самутпада помогает избежать различных крайностей в буддизме, а также разрушает ряд неоправданных принципов и понятий.

Пратитья-самутпада имеет глубокую концепцию, понимание и осознание которой, происходит во время саморазвития и самопознания. Также, в буддизме существует теория о том, что человек, познавший учения Пратитья-самутпада и применяющий их на практике, избавляет себя от воздействия кармы, а также различных негативных импульсов. Благодаря такой трактовке, ученными – буддологами было установлено, то что, именно Пратитья-самутпада, является первой индийской теорией причинности, используемой всеми кастами.

Алексей Д