Наличие своей египтологической школы – один из показателей научной и социальной зрелости государства. Египтология в своей основе достаточно сложная дисциплина, требующая диалога между специалистами разных областей знания. Большинство египтологических исследований опубликовано на языках тех стран, которые имеют свою египтологическую школу. Например, если заняться исследованием культа Хатхор, то без знания французского языка просто не обойтись. Все базовые публикации её храмов на французском.

Древнеегипетская лингвистика – на плечах немецкой школы египтологии и тд. Это лишь частные примеры. Здесь не рассматриваются очевидные моменты такие как, например, знание истории древнего мира, древнеегипетской религии, социального устройства государства, хронометража династического и додинастического периодов существования этой цивилизации и тд, и тд. Всё это значит, что для подготовки профессиональных египтологов в Украине требуются немалые усилия, но тем не менее, на наш взгляд, есть все необходимые составляющие.

Египтология нужна в первую очередь для развития связанных с ней дисциплин. Например, один из крупнейших египтологов конца XIX – начала XX вв., хранитель египетского отдела Британского музея, Уоллис Эрнест Бадж издал в 1923г. работу [4] посвященную аменизму, атенизму и египетскому монотеизму, поднял вопрос реформы Эхнатона, тем самым пополнив багаж знаний в области религиоведения, культурологии, политологии и тд. Книга до сих пор не переведена на украинский или русский языки. И это лишь частный пример.

Помимо вышеназванных школ, свои египтологические традиции есть в США, Австралии, Чехии, Египте, Турции, Великобритании, Российской Федерации.

В Украине начало египтологии было положено учеником Б. А. Тураева Коцейовским А. Л. где он с 1915 по 1919 г. читал лекции по истории Древнего мира и спецкурс по египтологии. Этот курс читался в Новороссийском Университете города Одессы [2]. Причем Коцейовский создал первый, и до сих пор единственный, перевод «текстов пирамид» напрямую с древнеегипетского языка на русский. Другим, ярким учёным был С. В. Донич, который будучи с 1927 по 1941г. заведующий отделом Древнего востока в Одесском Историко-Археологическом музее перевел надписи на трёх конусах с древнеегипетского языка на украинский язык [2,3]. А так же создал сравнительный словарь древнеегипетского и арабского языков. Специализировался Донич на древнеегипетской грамматике и большинство его работ по прежнему не исследованы.

М. Д. Антонович, Е. В. Черезов, О. А. Кошовый, Я. Асман, О. Романова и тд. пополнили багаж специалистов занимавшихся и занимающихся египтологическими исследованиями.  Между тем, египетский отдел Одесского Археологического музея содержит в себе самый крупный в стране архив памятников древнеегипетской цивилизации. Это более чем 400 экспонатов [1]. И некоторые из них уникальны. Так называемая «заупокойная стела», Саркофаг жены верховного жреца Амона – Неси-та-Уджат-Ахет, коллекция уникальных «ушебти» и тд.

Но отсутствие в стране египтологических кафедр, организованного египтологического сообщества, вынуждает интересующихся египтологией или заниматься другими науками или уезжать к коллегам за границу, или оставлять египтологию на уровне хобби. В стране достаточное количество профессиональных лингвистов, историков, философов и тд. Есть свой египтологический архив экспонатов, даже есть, в какой-то степени, своя традиция, своя история развития этой науки, которая, к слову, насчитывает уже более 100 лет.

Матеріали Всеукраїнської конференції студентів і аспірантів-філософів – XXI наукових читань пам’яті Георгія Флоровського / відп. ред. к.філос.н., доцент К.В. Райхерт. – Випуск VII. – Одеса: Одеський національний університет імені І.І. Мечникова, 2018. – 52 с.

с. 25-27

Уткин Олег  (Одесса)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Египетский отдел Одесского Археологического музея НАН Украины [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.archaeology.odessa.ua/ru/struktura/egipet
  2. Романова О. О. Історія розвитку єгиптологічних досліджень в Україні // Східний світ. – 2003. – №4. – С. 82-87.
  3. Урсу Д. П., Музичко О. Є. Етапи та особливості розвитку сходознавства в Одесі у середині XIX – XX століттях // Східний світ. – 2013. – №2-3. – С. 92-118.
  4. Budge Wallis. Tutankhamen, amenism, atenism and Egyptian monotheism. – London: Martin Hopkinson and company LTD, – 1924. – p. 192.