Древнеегипетская лингвистика – на плечах немецкой школы египтологии и тд. Это лишь частные примеры. Здесь не рассматриваются очевидные моменты такие как, например, знание истории древнего мира, древнеегипетской религии, социального устройства государства, хронометража династического и додинастического периодов существования этой цивилизации и тд, и тд. Всё это значит, что для подготовки профессиональных египтологов в Украине требуются немалые усилия, но тем не менее, на наш взгляд, есть все необходимые составляющие.
Египтология нужна в первую очередь для развития связанных с ней дисциплин. Например, один из крупнейших египтологов конца XIX – начала XX вв., хранитель египетского отдела Британского музея, Уоллис Эрнест Бадж издал в 1923г. работу [4] посвященную аменизму, атенизму и египетскому монотеизму, поднял вопрос реформы Эхнатона, тем самым пополнив багаж знаний в области религиоведения, культурологии, политологии и тд. Книга до сих пор не переведена на украинский или русский языки. И это лишь частный пример.
Помимо вышеназванных школ, свои египтологические традиции есть в США, Австралии, Чехии, Египте, Турции, Великобритании, Российской Федерации.
В Украине начало египтологии было положено учеником Б. А. Тураева Коцейовским А. Л. где он с 1915 по 1919 г. читал лекции по истории Древнего мира и спецкурс по египтологии. Этот курс читался в Новороссийском Университете города Одессы [2]. Причем Коцейовский создал первый, и до сих пор единственный, перевод «текстов пирамид» напрямую с древнеегипетского языка на русский. Другим, ярким учёным был С. В. Донич, который будучи с 1927 по 1941г. заведующий отделом Древнего востока в Одесском Историко-Археологическом музее перевел надписи на трёх конусах с древнеегипетского языка на украинский язык [2,3]. А так же создал сравнительный словарь древнеегипетского и арабского языков. Специализировался Донич на древнеегипетской грамматике и большинство его работ по прежнему не исследованы.
М. Д. Антонович, Е. В. Черезов, О. А. Кошовый, Я. Асман, О. Романова и тд. пополнили багаж специалистов занимавшихся и занимающихся египтологическими исследованиями. Между тем, египетский отдел Одесского Археологического музея содержит в себе самый крупный в стране архив памятников древнеегипетской цивилизации. Это более чем 400 экспонатов [1]. И некоторые из них уникальны. Так называемая «заупокойная стела», Саркофаг жены верховного жреца Амона – Неси-та-Уджат-Ахет, коллекция уникальных «ушебти» и тд.
Но отсутствие в стране египтологических кафедр, организованного египтологического сообщества, вынуждает интересующихся египтологией или заниматься другими науками или уезжать к коллегам за границу, или оставлять египтологию на уровне хобби. В стране достаточное количество профессиональных лингвистов, историков, философов и тд. Есть свой египтологический архив экспонатов, даже есть, в какой-то степени, своя традиция, своя история развития этой науки, которая, к слову, насчитывает уже более 100 лет.
Матеріали Всеукраїнської конференції студентів і аспірантів-філософів – XXI наукових читань пам’яті Георгія Флоровського / відп. ред. к.філос.н., доцент К.В. Райхерт. – Випуск VII. – Одеса: Одеський національний університет імені І.І. Мечникова, 2018. – 52 с.
с. 25-27
Уткин Олег (Одесса)
ЛИТЕРАТУРА
- Египетский отдел Одесского Археологического музея НАН Украины [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.archaeology.odessa.ua/ru/struktura/egipet
- Романова О. О. Історія розвитку єгиптологічних досліджень в Україні // Східний світ. – 2003. – №4. – С. 82-87.
- Урсу Д. П., Музичко О. Є. Етапи та особливості розвитку сходознавства в Одесі у середині XIX – XX століттях // Східний світ. – 2013. – №2-3. – С. 92-118.
- Budge Wallis. Tutankhamen, amenism, atenism and Egyptian monotheism. – London: Martin Hopkinson and company LTD, – 1924. – p. 192.