Мишкоатль (Mixcoatl), другое название «Облачная змея». Был богом охоты, почитался в виде животного Оленя. У ацтеков в более позднем периоде он являлся предшественником племен науа.  Как следует из некоторых мифов, он впервые разжег огонь с помощью небесного свода, которое он крутил вокруг своей оси и получился огонь. Изображалось божество с копьем и дротиками в руках.

Миш­коатль является гос­по­ди­ном чет­вер­того пери­ода Венеры, считается двойником Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли. Их сходство заметно на изображениях в миниатюрах. Левой рукой Миш­ко­атль оттал­ки­вает двой­ника от себя, при­дав ему дви­же­ние. Так Миш­ко­атль пока­зы­вает, что передает двой­ника и самого себя в жертву. У двойника божества, руки не завязаны, на его голове нет аста­шелли. В одной руке он имеет копье с дро­ти­ком, похо­жим на метательное оружие. Дротик и щит являются прообразом военных действий.

Мишкоатль

Предметы войны и белый флаг находятся у ног Миш­ко­атля. Такая миниатюра посвящена жертвенному приношению со смертельным исходом. Образ божества говорит о том, что он в добровольном порядке жертвует собой. Таким образом, воин, который погиб на войне, становится подобен Миш­ко­атлю. В пантеоне у ацтеков, Миш­ко­атль находился ниже верховного бога Войны и Солнца. Однако, по сведениям ученых, в Мексике древнего периода Миш­ко­атль входил в число первостепенных богов.

Правильнее всего его назвать богом войны. В Кодексе Борджиа, Миш­ко­атль для жрецов имел первостепенную значимость. Утренняя звезда Венера почиталась ими главнее Солнца, в древних книгах рассказывается именно о движении Венеры. В Кодексе Миш­ко­атль входит в число опор для Неба, вместе с богом Весны и всего живого. Предметы жертвоприношений располагаются всегда рядом с божеством. Пока он держит Небо, руки у него заняты, однако атрибуты войны располагаются возле него.

Алексей Д