Это история о метаморфозах души и, следовательно, сознания, а также о том, куда могут привести поиски смысла. Я не претендую на истину, ведь она многолика и в любом случае не может быть выражена в чем-то одном. Пройдя определенные этапы в своей жизни, я попыталась их обобщить и как-то обозначить на каждой ступени метаморфоз, надеясь, что это будет полезно единомышленникам. Предлагаемая цепь превращений имеет такой вид: Алчущий – Вопрошающий – Ищущий – Обнаруживший Бездну Внутри Души – Восставший Из Бездны. Это может касаться людей, интересующихся философией, или эзотерическими учениями, или же идущих каким-то иным путем, но, так или иначе, постигающих мир через себя, а не себя через мир. Для удобства введен термин Адепт, дабы не уточнять каждый раз, чем смотрящий вглубь своей души отличается от прочих. Далее предлагается рассмотреть каждый этап по порядку, выделить характерные особенности каждого из них, понять и обозначить.
- Алчущий
Намерения рождаются из желаний. Человек – это прежде всего существо алчущее, а потом уже мыслящее. Желание ищет воплощения, и Алчущий отдает все силы на его материализацию. Большинство желает в «мерах разумного», на самом же деле обыватели желают осторожно: только то, что возможно, и только то, что приемлемо обществом. И так, дьявольский механизм запущен, запчасти производят сами себя, иногда правда случается сбой, и шестеренка кричит о том, что не хочет вращаться, но ни одна из них не кричит о том, что не хочет быть шестеренкой.
Адепт в начале своего пути – такой же Алчущий, как и все люди. Чаще всего он озлоблен на весь мир и ищет мести – это самый распространенный случай, побуждающий играть в оккультизм, впрочем, как и искать единомышленников в кругу философов с весьма специфическим отношением к жизни и миру, будь то Ницше, Сартр или Чоран. Позже, когда он отмщен, Алчущий начинает зарываться глубже в свое подсознание, дабы изведать сокрытое. Он может совершенствовать свои навыки бесконечно. Но…зачем? Когда он понимает ничтожность мирской суеты, то уже не может ставить себя в один ряд с остальными и, соответственно, люди перестают его интересовать. Он уже на лэвел выше, враги для него ничтожны, равно как и субъекты былого обожания, Адепт еще может наблюдать за ними, но вскоре это тоже надоедает.
- Вопрошающий
Вместе с возникновением вопроса «Зачем?» в Адепте умирают чувства. Вначале это почти незаметно, он еще может радоваться или страдать, чаще всего по собственному желанию, что, заметьте, весьма соблазнительно – испытывать только то, что хочешь, и когда хочешь. Но он уже не Алчущий, а Вопрошающий.
Вопрошающий еще кичится своим могуществом или знанием, хотя все, что раньше имело значение, уже поставлено под сомнения. Вопрошающий спрашивает у своих демонов или богов о смысле. Мирские дела потеряли свою важность и ушли на второй план, Смысл – вот имя его новой цели. Таким образом Вопрошающий очень быстро превращается в Ищущего.
- Ищущий
Могущественный, молодой и все еще лелеющий иллюзии Адепт смотрит на мир с высоты, прежде чем кинутся в омут своих тщетных поисков.
Ищущий меньше практикует и больше изучает – вернее, классифицирует свои знания, накопленные за годы практик.
Достижение, которое суть метаморфозы на данном этапе – критика богов и демонов, с которыми раньше Адепт советовался. Это не безверие, это презрение. Ищущий хулит тех, кому раньше поклонялся, потому что они уже не способны дать ему ответов, они стали для него слишком примитивными – или же он стал слишком сложным для них. А осознание своей сложности – этот шаг внутрь себя – выводит на следующий этап.
- Бездна внутри души
Когда Ищущий понимает, что все вне его – это глупая шелуха бытия, и начинает путь тропою своего сознания, когда он, вдохновленный перспективами, осознает, что вот-вот докопается до сути, постигнет какую-то великую тайну, вот тогда и наступает момент, когда все становится зыбким, почва уходит из-под ног, и Ищущий проваливается в некое подобие бездны. Бездна эта всегда жила в его душе, просто раньше она была надежно закрыта пластом людских стереотипов и лже-истин , а теперь он откопал ее и сорвался вниз, потянув за собой и смысл, и чувства, и вдохновение. Ничто оказывается единственной новой истиной, небытие теряет всякий намек на романтизм – Адепт уже осознал, что это такое, более того, теперь он ставит под вопрос собственное существование. Все вещи для него становятся не более чем миражами, от собственных мыслей он испытывает лишь раздражение. Такова цена понимания. Но стоило ли оно того, дабы разучится жить?
Тем не менее, возврата нет. Алчная бездна отбирает у Ищущего все, теперь он смотрит на мир и видит в каждой вещи и в каждом явлении только пустоту, будто бы исчезли все атомы, оставив лишь 99% материи, которые, собственно, являются этой самой пустотой. Ему уже неинтересно, в чем смысл бытия, теперь Адепт в силах лишь роптать, зачем оно, бытие, вообще существует (да и существует ли на самом деле?)
- Восставший из Бездны
Этот этап может наступить, а может и не наступить.
Рано или поздно Адепт собирает себя по крупицам, восстает из собственной Бездны и старается в дальнейшем не подходить к ней слишком близко, но ни он, ни мир больше никогда не будут прежними. Он возвратился оттуда не весь, и много было навеки утеряно в великом Ничто. Если чувства умерли еще до Падения, то теперь утраты еще значительнее – ему будет не хватать чего-то, но неведомо, чего, он утратит энтузиазм, и даже мысли покажутся непосильной обузой. Все, что бы он не делал, теперь уже никогда не будет иметь ни смысла, ни значения, а поэтому делаться будет неохотно, лишь бы поскорее закончить. Он пытается возжелать, но тщетно. Он пытается заполнить чем-нибудь свою пустоту, но в этом мире нет ничего нужного. Восставший из Бездны становится ненужным сам себе.
Он больше не живет, он имитирует жизнь, надевает по обстоятельствам разные личины –это легко, ведь у самого-то переживаний нет. Теперь больше всего на свете Адепт боится сам себя.
М. Морт