Історія релігій        01 Вересня 2015        369         Коментування вимкнено

Хлысты – мистическое религиозное движение славянских народов

  hlРелигиозная свобода в Московском Царстве еще во времена Ивана IV Грозного была четко регламентирована и круг религиозных направлений, которым предоставлялась свобода исповедовать свою религию, был очень сужен. Большую часть в государственной политике российского царизма предано российскому православию, которое было рупором не только религиозной, но и идеологической машины и его структура носила в себе все признаки цезаропапизма. Структура церкви и государства в царской России были очень унифицированы: институт брака, социального трудоустройства и даже социального обеспечения граждан было связано с православной церковью настолько, что иногда православие было синонимом русской или украинской культуры.

Также при этом стоит отметить, что до 1721 г. Запрещались браки с любым не православным. Ряд социальных ограничений было наложено на религиозную мобильность: существовал запрет на переход из православия в другое вероисповедание. И лишь 17 апреля 1905 г. Был издан указ об укреплении веротерпимости. Таким образом, стал возможен переход из православия.

В этих жестких условиях веротерпимости существовало, тем не менее, множество различных религиозных сект и ответвлений с мистическими элементами, которые в культурном соотношении были тесно связаны с православием.

Одно из таких мистических движений в России, а также Украине было движение хлыстов в народе прозванные «шалапутами». Их собрания часто проводились во многих сельских местностях, культовая практика которых сроднена с гностицизмом, язычеством, русским православием, а также исихазмом. Течение хлыстов возникло под давлением официальной российской православной церкви, а их появление было симптоматичным и связаны с непосредственными поисками духовной жизни в середе славянских народов.  На хлыстовство как религиозное явление влияло множество факторов, которые по-разному подчеркивались различными учеными – религиоведами. Без сомнения, что на формирование хлыстов оказало влияние как российское так и западное масонство, эзотерика, манихейство в его древней практике истязания плоти и открытия духа даруя человеку его внутреннюю свободу.

Откуда же пришло к нам название «хлысты»? Опять-таки, вопрос неоднозначен. По одной из версий, название «хлыст» произошло от слова «христ», т.е. Христос, и поэтому последователей иначе называли «христами», что в свою очередь указывает важность идеи перевоплощения в данном случае, Христа в новом человеческом облике, что связывает хлыстов непосредственно с восточным вероучением о перевоплощении. С позиции православной церкви в те времена, употребление в названии сектантских движений имени Христа считалось богохульством и всячески преследовалось. Термин «хлыст» также употребляется в значении кнута, которым в экстатическом состоянии человек усмирял свою плоть от всевозможных страстей и желаний, и давал свободу своей плоти во всех ее желаниях, – с другой стороны. Поэтому происхождение названия хлыстовского движения и ныне является предметом для различных споров среди исследователей.

Известно, что в 1645 г. в движении хлыстов, в Стародубской волости Владимирской губернии, сам «Бог Саваот» вселился в тело крестьянина Данилы Филипповича и даровал человеку новых 12 заповедей. Жизнь самого Филипповича полна тайн и загадок и поэтому малоизвестна. Однако стоит отметить, что самым Христом Филиппович еще не был назван. Согласно с вероучением хлыстов, первым «христом» был Иван Тимофеевич Суслов, который проживал в деревне Павлове – Перевозе в Нижегородской губернии. В каждой общине хлыстов был представлен свой «христос», а также множество пророков и пророчиц, богородиц. Считалось, что внутри каждого человека живет божество, которое некоторыми экстатическими практиками нужно пробудить.такая практика также является основой всех восточных вероучений от классического индуизма, заканчивая йогой.

Вторым «христом» в общине был Прокопий Лупкин с Нижнего Новгорода. Отметим, что поскольку в каждой хлыстовской общине были свои пророки и пророчицы, а также «христы» и «богородицы», общины сектантов не имели четкой субординации в иерархической структуре, поэтому были децентрализированы. Но стоит при этом обязательно обратить внимание, что со II пол.XVIIIв. среди хлыстовских общин возникли некоторые группы, которые считали самого Христа за своего руководителя. Однако такие общины были далеко не каждые.

Собрание хлыстов проводились, как правило, в частных домах. Места, где они собирались назывались  «кораблями», во главе которых стоял некий «кормщик». Последнему отдается большая мессианская или пророческая роль. Содержания хлыстовских служб полны мистики и загадок. Принято считать, что среди хлыстов осуждалась любая обрядность и литургичность в православном смысле, хотя, тем не менее, хлысты по воскресениям все равно посещали православную церковь. Богослужения хлыстов назывались радениями, которые проводились обычно в вечерние и даже ночное время. Начинали хлысты свои радения с пения духовных гимнов, которые сами сочиняли. Песни очень часто писались произвольно пребывая при этом в экстатическом состоянии. В конце пения, которое переходило в лепет и бессвязное бормотание, люди приходили в исступление и начинали топать ногами, бить об пол ступни, а также танцевать, подпрыгивая, иногда даже делая это вместе в неком кругу. Все это происходило произвольно. Каждый, что хотел, то и пел. Речи какой-либо в таких «молитвах» также не могло быть никакой, кроме бессвязных звуков, которые напоминали детский лепет, смех психически больного человека, иногда даже и дикий вопль. Во время накаляния экстаза, начинал произносить речь пророк общины, который предотвращал многие неправильные поступки, иногда просто передавал информацию, поскольку он – сам «христос»  или «богородица» внутри. Пророчества бывали к конкретному человеку, а бывали и общего характера. Часто такие явления бывали, когда члены религиозной группы ставали в круг и там танцевали и пророчествовали. Но пророчество на таких радениях – не единственное, что там происходило. Бывало, взявшись за руки хлысты водили хоровод, а в состоянии критического исступления не стыдясь этого впадали в «свальный грех», под которым подразумневались вольные сексуальные оргии и беспорядочные половые связи. Обычно, в жизни хлыстов такое поведение строго осуждалось, однако прощалось на практике радения. В этом смысле означало, что поскольку, плоть подлежит страстным желаниям, то только лишь практиками подавления этих желаний означало бичевание самой плоти, иногда через хлыст, а иногда через беспорядочной половой контакт. За такие действия православная церковь поддавала жесткой критике и против хлыстов было много санкций со стороны государственной церкви.

С древними практиками роднит хлыстов и их вероучение. Они придерживались дуалистического понимания мира, под которым утверждали, что существует небо и земля. Космогония неба, как утверждали хлысты, было тем, что создано самим Богом, земля – сатаной. В зависимости от духовного образа жизни, можно было достигнуть седьмого неба, так как на нем живут Св. Троица, Богородица, ангелы вместе со святыми. Как уже было упомянуто выше, хлысты придерживались точки зрения о том, что у божества есть свойство воплощаться в человеке точно так, как это происходило со всеми кормчими. Личность Святого Духа хлыстами воспринимается мистически, а Его схождение через экстатические молитвы. Чтобы достигнуть уровня божественного совершенства, а также христового воплощения, то нужно при этом придерживаться строгого аскетизма, продолжительного поста. А также семейные узы в половых отношениях мужа и жены. Именно плохая демография послужила вымиранию хлыстов, а также актуальности вероучения.

В бытовых вещах хлысты не признавали в своих рядах священников, отрицали поклонения иконам, не верили государству, не особо уделяли вниманию к чтению книг, включая религиозных.

Религиозные общины, которые имеют хлыстовское происхождения и схожи с многими такими практиками, могут существовать в очень небольшом количестве на территории России, Украины, северной части Грузии, Казахстана, Молдовы. Практически следует констатировать, что движение сейчас стоит рассматривать лишь через историческое прошлое, тем не менее, некоторые элементы вероучения хлыстов присущи в культовой практике мистических сект, восточных практиках, неопятидесятничестве.

Евгений Распопов

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook