Философия человека

man-filosofЧто  обозначает: быть  человеком?  Во – первых  оставаться  живой сущностью  с фундаментальными  основами  материалистического и   духовного бытия,  возвращающего  к первоначальному источнику   жизни.  Во – вторых  не  искажать себя  как  тварь, созданную по промыслу  Бога, не унижать  человеческого достоинства  и не уподобляться  ниже  земной твари. Во – третьих  иметь в виду то, что  это  существо  разумное, свободное, духовное, но никак не робот,  исполняющий   капризы  других. Во  – четвертых,  разумей  человека как  биологическое  существо с своими потребностями.

Во – пятых человек  не  есть предмет  обожествления  или  величания, возвышенности ибо он как и другие  подобно ему  имеют  гуманистические способности:  мыслить, анализировать, синтезировать,  представлять и творить.

Посмотрев  в античный, древнеримский    период  мы увидим   человека  как  предмет  созерцания  природы тела, его форм и  предоставление  ему антропоморфического  характера.  Таким образом   в  Древней Греции  формируется  модель антропоцентрического мировоззрения с присущей ей  мифологической  системой, вошедшей в человеческое сознание.  К тому же  вокруг  нее  начали образоваться  такие  научные  дисциплины как история, религия, психология, вышедшие  из  философии  как первоэлемента  человеческого интеллекта познания  ойкумены  (Вселенной).

Средневековый  период  продемонстрирован  формированием  религиозного  мировоззрения (тэоцентризма), в основу  которого  вошли  представления  о  создания мира, идеи  были использованы  в нечто эллинистическом  стиле  богословами и учителями Восточной церкви: Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном  Златоустом, положившим  начало золотого века  патристики, но вместе с тем  отличающегося  от  древнегреческих  взглядов касающихся  этого  вопроса.

Теология  восточная   стала  противовесом  западной  схоластики, и в отличии от нее  воспринимала  мир, природу и Бога  с помощью  мистики ( ментального мира), тогда  как другая – использовала  в качестве  познания мира  другой  инструмент  –  интеллект. Все  же  два инструментария  воссоединились  как в западноевропейской, так и восточной культурах. Сочетания  разума и мистики  нашли  свое  отображение  в богословских  сочинениях  IV века.  Известные  из них : «Шестоднев» Василия  Великого  и  наставления для  желающих принять  иночество «Нравственно – аскетические сочинения», а также «Добротолюбие» Григория  Богослова – учит о высшем  человеческом достоинстве, качествах человека; его отношение  к миру, природе, Богу, к  людям.

И наконец  сочинение Иоанна Златоуста «О священстве» – отображает  и рисует образ современного  нравственного, культурного и духовного  руководителя  церковной жизни  для верующих, демонстрирует  негативные  стороны  его жизни;  предупреждает об существующей уже опасности  в  современном  мире; предлагает  использовать методы  для  предотвращения  возможной  опасности.

Период  Просветления  характерен  еще одним  инструментарием  человеческого познания – разумом, но если  взглянуть  гораздо глубже, можно заметить к чему  привело  неправильное его использование  для достижения определенной цели.  Вспомним  Великую буржуазную революцию во Франции и придуманную   человечеством  гильотину, жертвами которой  стали  правящий монарх государства  и другие.  А  что уже  говорить про  оружие, созданное человеческим  умом для уничтожения себе подобных  ?

Можно сказать что вся история  человечества пропитана  борьбой  сильнейших  с ослабшими, где одни имеют  власть над другими,  демонстрируя  таким образом путь к человеческой свободе.  С точки зрения  Руссо  человек  имеет природное   право  на свободу, защиту своих интересов и общества в целом, заключая  общественное соглашение  (гражданское общество, власть, право  есть  результатом  человеческого соглашения ).  Тогда  с понимания  Монтескье   государство должно  управляться трема ветками  власти: законодательной, исполнительной, судебной  и  способствовать  развитию общества, защищать, но не   в коем случае  не подавлять  интересов  права человека.

Эпоха  Возрождение выработала  гуманистические  взгляды  на мир, природу, человека и Бога.  Стоит только вспомнить  великого ученого,  художника, скульптора, архитектора, анатома, естествоиспытателя Леонардо да Винчи  и его  положительное  влияние  на  правление Флоренции под руководством Лоренцо  Медичи и защиты от  вторжений лжепапы именовавшего себя «Сикстом IV»  вместо настоящего  руководителя  Католической церкви.

И снова  мы возвращаемся к антропоцентрической  модели.  Но  здесь  человек  выступает  как творец  искусства, изобретатель и испытатель  естества (природы). Имеет место  и религиозное  представление  о существовании  ада, чистилища  и рая  в   сочинении  Данте Алигьери «Божественная комедия»  с аллегорическим оттенком.  Автор  этого литературного  произведения   изображает  в аду  католических  священников, папу, клеветников, обманщиков, сребролюбцев, убийц  существовавших  в разные  времена человеческой истории, здесь  находится  и предатель Иуда  Искариот.

Эпоха  Возрождения  дала нам  выдающихся  людей таких  как Джованни Боккаччо из известным  произведением «Декамерон»,  поэта, гуманиста  Франческо  Петрарка, живописцев Рафаэля Сантини, Мазаччо, Джотто, Боттичелли, архитектора Филиппо Брунеллески, скульпторов Донателло, Микеланджело.  В шедеврах  Рафаэля  прослеживается  внутренний  прекрасный мир, в котором  человек  должен быть  прекрасен  красивым и сильным телом, всесторонне развитым  умом, доброй и отзывчивой душой. Он  изображал  таких же людей  как и  сам.

Период  классической  философии  высовывает  субъект     к объекту  познания материального  и духовного   мира,  и как видим,   мы опять  сталкиваемся  с антропоцентрической  моделью.  Ленинизм – марксизм  перечеркнул  антропоцентризм  заменив  его  материализмом, свободным  от  духа, религиозности  , то есть таким путем  возвратившись  к эпохи Просвещения, особенно  Вольтеру, Дидро и других.

Выражение  «Религия – опиум для народа»  существовало еще раньше ленинизма – марксизма, но  довольно  в другом   лозунге, обращенном  к обществу:  «Раздавите гадину !» (критическое  отношение  к Католической церкви).  Бог рассматривается  Вольтером как разум, что сконструировал   натуральную  машину, дал ей  соответствующие  законы и движение. К  тому же  Вольтер стоял на деистской  позиции,  утверждая, что Бог не пускает в ход  какие – то механизмы деятельности мира.

Таким образом,  философия  человека  ставит пред собой  несколько вопросов: кто я такой? Откуда я пришел?  Где  источник моего бытия?  На самом деле  объяснить  эти вопросы сложно как и само  происхождение человека.  Но  с помощью  науки  сделаем попытку  разобрать сложную концепцию, ответив  на нее.

Первый вопрос касается  идентификации человека, имеется в виду кто же  он на самом деле , существо разумное, духовная личность или же  биологический организм ? Человек является биологическим,  материальным, духовным существом, творением   высшей силы – Абсолюта, Разума, Творца.

Остальные вопросы  навсегда останутся  не расшифрованными, вечной загадкой  для  современного человечества, ищущего  возможные  пути познания мира, человека и Бога. Мы считаем  что  все   вышли  от  земного мира  и  приблизились  к духовному, не чувственному, созерцание  которого  невозможно,  как и увидеть  Бога. Впрочем,  человек  может  только  рисовать  этот образ  в представлении  о нем, запечатывая  его  в сознании.  Живописец  перед тем  как сначала  вывести на холст  изображение, должен  представить  все пропорции, его вид, статичность  фигуры и  только тогда  изображать  свой творческий замысел.

Богдан Стрикалюк

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook