Евангелие Мани, или Великое Евангелие, было написано пророком Мани в III веке н.э. Изначально Евангелие было написано на сирийском языке и носило название Евангелион. Оно входит в состав семи основополагающих книг манихейства. Отсылки на Евангелие и ремарки к его текстам можно встретить в рукописях коптов и так называемом, Кельнском кодексе Мани.

В работах исламского ученого Аль-Бируни, который воочию видел труд Мани, можно встретить описания того, что манихеи считали Живое Евангелие Мани единственно верным, а все остальные христианские Евангелия, по их суждениям, несли неправдивую, искаженную информацию о Спасителе человечества. Достаточно часто встречаются предположения о том, что Живое Евангелие и Эртенк (еще одна иллюстрированная работа Мани) являются единым произведением.

Евангелие Мани

Однако, это не так – «Иллюстрированная книга» является своеобразным дополнением к Евангелию, в ней  собраны разъяснения и изображения, облегчающие восприятие и трактовку Евангелия Мани, а также способствующее более глубинному пониманию сакрального текста верующими.

По свидетельствам, сохранившимся в печатных источниках до наших дней, Евангелие состояло из 22 частей, согласно количеству букв арамейского алфавита. На основании сохранившихся фрагментов подлинника Евангелия, обнаруженного учеными историками в ХIX веке, удалось воссоздать примерный смысл первой части работы. В ней говорится о происхождении «Властелина Мира», который является Пупом земли на Оси мира. О его незримом присутствии в жизни каждого живого организма. И о том, что власть его безгранична и повсеместна. Также затронута тема извечной борьбы добра со злом, и того, как «Великий Властелин» ежеминутно ведет борьбу с представителями «Царства Тьмы», который хотят подчинить своей воле разум и душу людей.

В конце ХХ века немецкими учеными была выдвинута гипотеза о том, что Евангелие Мани создавалось как гностическое, и было написано как альтернатива христианской версии Евангелия.

Алексей Д