Четыре благородные истины – неотъемлемая часть буддийского учения, которое является истинным высказыванием Будды. Благородные истины появились после долгих медитаций Будды, в момент просветления. Со временем просветленный поведал полученную информацию пятерым аскетам. Именно они впоследствии станут первыми монахами – буддистами.

Неопровержимая истина

Неизбежность страданий – главная тема первой благородной истины. Каждому человеку в той или иной степени приходится переживать страдания. Причинами страданий становится такие процессы, как: рождение, старения, болезни, смерти. Также, каждый человек в течение жизни страдает от того, что не может достичь своих целей, присутствия сомнений, несчастий, недовольства. Особое место в первой благородной теме посвящается таким понятиям, как сукха и дуккха. Сукха – процесс получения удовольствия, который имеет свой конец, сменяющийся страданием – дуккхой. Именно дуккха присуща всем живым существам. В соответствии с этим, процесс страдания позволяет получить внутренний опыт.

Вторая тема благородных истин раскрывает причины страданий. Возникновению дуккхе предшествует внутренняя неудовлетворенность собственным «Я», стремление к ложным целям, безудержной тяге к жизни, или отвращения к ней. Такие ложные суждения, формируются при отсутствии у человека правильного понимания реальности, а также при наличии неконтролируемых эмоций. Также, часто причиной страданий может стать привязанность, страсть, жажда в любом ее проявлении и карма. В этой главе отдельно раскрывается тема сансары, которая формируется за счет беспрерывной неудовлетворенности.

Третья благородная истина, поможет узнать об избавлении от дуккхи. Каждое страдание имеет свой конец. Избавившись от негативных мыслей и эмоций, можно достигнуть нирваны. Отдаление от жажды принесет спокойствие, поможет почувствовать свободу и полное освобождение в целом. Главная истина, это переместиться в состояние, в котором отсутствуют страдания. Очищаясь и медитируя, каждый человек может достигнуть столь желаемой гармонии.  В своих учениях Будда делает акцент на том, что необходимо научиться разграничивать правильные желания, от неправильных. Человек не может избавиться от естественных потребностей, которые поддерживают его жизнедеятельность, но не стоит забывать и о жажде, которая может подстерегать на каждом шагу.

Четвертая истина, завершающая часть учения, которая поможет прекратить образование дуккхи. «Срединный путь» – единственный шанс сохранить баланс между духовным и реальным миром. Найдя свой путь, ограждая себя от всего лишнего, каждый сможет познать настоящую суть бытия, достигнуть нирваны и обрести безмятежность. Стоит обратить внимание и на то, что четвертая истина, указывает на восьмеричный благородный путь.

Взяв за основу четыре благородные истины, можно добиться просветления, которое принесет счастье и удовлетворенность. Осуществляя каждодневную медитацию и работая над контролем собственных желаний, каждый желающий сможет добиться в короткие сроки желаемого результата.

Алексей Д