Особенности и внешний вид
Рост троллей, по различным легендам, составлял от 3 до 8 метров. Им характерны уродливые и сморщенные черты лица, а также длинный и крючковатый нос. В легендах некоторых народностей реже изображались небольшими существами, напоминающих гномов.
Обладают большой силой, умеют использовать магию, свирепы, жестоки, алчны и упрямы. Имеют острое обоняние и не умеют лгать. Но наиболее выдающейся их чертой является глупость. Именно поэтому считалось, что, встретив тролля, единственным способом спастись от него была хитрость или обман.
Рождены эти великаны из камня. Если они попадают на солнечный свет, то навсегда превращаются в скалу. Поэтому в Исландии, Швеции и Норвегии в честь этих существ названы некоторые горы и элементы ландшафта. Их основная пища – мясо, нередко человеческое.
Во многих легендах рассказывается о том, что тролли умеют принимать человеческое обличие. Такому «оборотню», во избежание неприятностей, нельзя называть свое имя и жать руку.
Считалось, что иногда можно было встретить и дружелюбного тролля. Он не имел намерений навредить человеку, а для заблудившегося в горах путника был гостеприимным хозяином.
В некоторой шведской мифологии такие создания имели представителей женского пола и появлялись на свет по людскому подобию. Всегда приносили зло и часто занимались тем, что подменяли человеческого младенца своим.
Были и полезные для людей великаны. Таковые жили под мостом. Они строили, а иногда просто оберегали эту конструкцию. За переход через него брали плату деньгами или услугой. Если разрушить мост – его хозяин погибнет.
В массовой культуре
В литературе часто играют роль комических существ, но могут приносить огромные неприятности и опасность. Троллям нашлось место на страницах книг:
- «Хоббит» и «Властелин колец» Джона Толкина;
- «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг;
- «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака.
Также это завсегдатаи художественного кино и мультфильмов:
- «На границе миров» (2018);
- «Тролли» (2016);
- «Мост в Терабитию» (2007);
- «Пугливый Эрнест» (1991).
Арно Сакосян