Несогласные с религиозной политикой императора отделились и обосновались в поместных церквях. Термин «Яковитская» связан со священными трудами епископа Якова(Иаков) из Эдессы. Его назначил Александрийский глава Феодосий. Яков пытался восстановить Сирийскую церковь после вмешательства Римского императора и восстановить монофизитское проповедование.
Первым великим митрополитом стал Маруфа Тагрицкий. С 629 года в течение 20 лет был на посту, чтобы отличать миафизитских христиан от тех, которые проповедовали двойственность природы Христа. После завоевания сначала персами в 610 году, а позже — арабами(630год), гонениям со стороны Византии был положен конец. С XII века наступил апогей в развитии Сирийской церкви: процветало православное образование, создавались философские и исторические школы. В итоге Сирийская церковь насчитывала около двадцати митрополитских кафедр и более 100 епархий.
В XIV веке после нападения Тамерлана большая часть епархий была разрушена, что привело к медленному упадку Сиро-Яковитской церкви. В 1664 году сирийские христиане поселились в восточной части возле Индии и заключили договор с Малабарской Православной церковью. Однако спустя почти 3 века, гонения и резня на востоке Турции во время Первой Мировой заставили народ бежать. В 1924 году глава церкви переехал в г. Хомс, расположенный в Сирии, а в 1959 году — в Дамаск, который является центром Сирийской церкви по сей день.
Прихожане Сирийской Православной церкви есть в Индии. Также последователи есть в Египте, Эфиопии и Ираке. Количество сирийских прихожан — более 600 тысяч человек, а в Индии — немногим больше 1 000 000. В 2014 году старейшиной Сирийской церкви является Игнатий Эфрем II. До него 34 года церковью управлял Игнатий Закка I Ивас.
Алексей Д