Чайтанья Махапрабху считается основателем и одновременно толкователем идей одной из наиболее почитаемых индуистских религиозных традиций Гаудия-вайшнавизма, которая в дальнейшем превратится в общеизвестное кришнаитское движение.

В школе индуизма Чайтанья Махапрабху рассматривается как особое одновременное воплощение женской (Радхи) и мужской (Кришна) формы Бога.

Считается, что Чайтанья появился на свет вследствие непорочного зачатия в 1486 году, когда во сне в ум его отца вошел сам Кришна и оттуда уже его образ перешел в сердце матери, а затем спустился в ее чрево, откуда вышел лишь через 13 месяцев, воплотившись в облике святого младенца. Уже в семнадцать лет молодой человек принимает духовное посвящение от одного из тогдашних гуру и вместе со своими последователями проповедует и возносит имя Кришны по всей Индии.

Смерть застает основателя вайшнависткого течения в достаточно раннем возрасте: великий проповедник умирает в 1534 году в городе Пури на востоке Индии не дожив всего двух лет до своего пятидесятилетия.

После себя Шри Чайтанья оставил лишь одно текстовое произведения Шикшаштаки, однако, в нем, по мнению последователей, заключены важнейшие догмы учения Гаудия-вайшнавизма. Эти аспекты философии уже после физической смерти святого продолжали разъяснять Шесть Госвами Вриндавана – группа особенно приближенных Чайтанья последователей, которых он выбрал для важной миссионерской миссии.

В священных текстах говорится, что Шри Чайтанья постоянно занимался пением и таким образом прославлял образ Кришны, а поскольку одновременно он сам им и являлся, то всякий оказавшийся рядом также начинал превозносить Кришну. Такая встреча с Чайтанья означала, что Кришна вдыхает в душу человека собственное сознание и этим выводит его в состояние божественного блаженства. Любому верующими человеку для личной встречи с Кришной достаточно было лишь взглянуть на Чайтанья.

Один из праведных учеников святого объяснял его появления тем, что люди забыли сущность служения Богу и его приход должен был напомнить об этом. Считалось, что он пришел, чтобы восстановить праведный путь бхакти, т.е. взаимоотношения между людьми, основанные на преданности и любви к Всевышнему.

Принесенное учение должно было позволить обрести истинное свидание с Богом, что в свою очередь означало освобождение человеческой души от циклов рождения и смерти. Те, кто становился на такой путь, сами являлись одним из воплощений Кришны подобно тому, кем был Шри Чайтанья Махапрабху.

Алексей Д