Риг-веда: книга обо всем

rigПервой частью священных индийских Вед считается Риг-веда. Она была составлена за приблизительными подсчетами где-то между 1500 и 1000 годами до н.е. Первая часть, как и все остальные части, были написаны на индоевропейском языке, который называют санскритом.

Санскрит – это “мертвый” язык Индии, ведь на нем никто и никогда не разговаривал. Им пользовались исключительно образованные люди, такие как ученные и священники, для записи своих исследований, трудов по философии, психологии  и т.п. Как не странно, но больше половины слов по санскрите совпадают с русским языком. А некоторые ученные считают санскрит “замороженным” русским языком. Но давайте оставим этот язык в покое и вернемся к Риг-ведам. Риг-веды считаются самыми древними сборниками религиозных гимнов и текстов. По мнению ученых, эту часть Ведов надо считать религиозной книгой ариев – народа, который в 1600 году до н.е. завладел индийскими землями. После того, как этот народ остаточно поселился на индийской территории, они развили собственную религию, известную сегодня, как индуизм. С тех времен Риг-веда и остальные части Вед начали считаться одними из самых священных книг.           Риг-веда состоит из десяти книг, которые на санскрите называются мандалами. В них записано больше 1000 гимнов. В состав гимнов в свою очередь входят около 10600 стихов. Каждый такой стих делится на 8 так называемых “аштак”, а каждый “аштак” делится еще на 8 глав, которые на индоевропейском языке называют “адхьяяй”. Авторами гимнов, записанных в Риг-веде, принято считать мудрецов, которых называют “риши”. К таким мудрецам относятся: Канва, Вишвамитра, Атри, Джамадагни, Васиштха, Брахдваджа и Готама. В те времена этих мудрецов считали пророками, которых послал сам Брахма и велел записать эти хвалебные мантры. Однако авторство некоторых книг Риг-веды приписывают известным родам в индийском обществе.

Главная цель гимнов или мантр, записанных в Риг-веде, – это способ прославить богов, поблагодарить их за дары, попросить о помощи, благосклонности, здоровье, детях или богатстве. С помощью гимнов воины также выражали триумф побед. Кроме хвалебных песен, в первой части священных индийских Вед записано огромное количество проклятий и благословений.

Именно в этой Веде мы видим первые “ростки” зарождения кастовой системы. Здесь говорится о боге Пуруше, который превращался в представителей разных слоев индийского населения, начиная от священников (которых в Индии называют брахманами) и заканчивая шудрами (к этой касте принадлежали слуги и рабы). Кто знает, может, именно Риг-ведами руководствовались индийские правители и священники, создавая кастовую систему.

В древние времена Риг-веды считались сборником так называемых “инструкций” на счет того, как заключать брак, как хоронить родных, как приносить богам приношения и как правильно совершать всяческие обряды.

Первая часть индийских Вед также рассказывает нам о политической и экономической жизни древних жителей Индии. Именно поэтому она имеет особую ценность не только для религиоведов, но и для историков, ведь эта часть позволяет сложить хотя бы общее представление о жизни тех времен.

Особое место в Риг-веде отводится мифам и легендам. Читая ее, мы можем представить себе самых известных богов индуизма. Так, например, там рассказывается об Индре (считается верховным божеством), Варуне (бог воды), Агни (бог огня), Рудра (бог гор и бурь, позже его стали называть Шивой), а также Сурья (бог солнца). Именно для вышеупомянутых богов были адресованы все гимны или хвалебные песни.

 Алексей Д

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook