Рождение моря
Многие папуасские мифы объясняют создание моря, важную особенность в жизни островных народов. Миф с острова Добу в Новой Гвинее гласит, что, когда море появилось, все красивые женщины были унесены на острова Тробриан, а уродливые женщины были унесены вглубь страны на Добу.
У жителей южного Вануату есть миф, в котором женщина рассердилась на своего сына из-за его непослушания. В ярости она снесла стену, окружавшую морскую воду. Вода вырвалась наружу, разбросав людей и кокосы на другие острова.
Духи и другие мифологические персонажи
По словам народа Киваи в Новой Гвинее, дух Сидо мог менять свою кожу, как змея. Он был изгнан могущественным волшебником, а затем скитался по миру, похищая женщин и детей. Потеряв свою человеческую жену, Сидо превратился в гигантскую свинью. В конце концов, он разрезал себя так, что позвоночник и бока свиньи образовали дом смерти, место, куда уходят люди после смерти.
Другой мифологический персонаж Новой Гвинеи — Дудугера, известен как «ребенок ноги», потому что он вырос из пореза на ноге своей матери. Жители его деревни издевались и издевались над Дудугера, который однажды сказал своей матери спрятаться под камнем, потому что он собирался стать солнцем. Дудугера взмыл в небо и стрелял огненными копьями, которые сжигали растительность и убивали множество живых существ. Чтобы не дать Дудугеру разрушить все, его мать облила его лицо грязью или соком лайма, и оно превратилось в облака, которые скрывали солнце.
Паук Марава — друг Ката. Когда Кат создавал людей, Марава пытался сделать то же самое, но его деревянные фигуры превратились в гниющие трупы. Так в мир пришла смерть.
Папуасская мифология включают множество духов, связанных с природой и животными. Адаро ‑ это духи солнца, наполовину рыбы и наполовину люди, которые используют радугу в качестве мостов и спускаются на землю во время солнечных ливней. Бариау — застенчивые духи, обитающие в старых стволах деревьев. Киваи из Папуа-Новой Гвинеи говорят, что они произошли от Нуги, получеловека-полукрокодила, созданного давным-давно из куска дерева.
Несмотря на то, что мифы Меланезии иногда имеют развлекательную ценность, непринужденную манеру изложения и абстрактные литературные качества, они глубоко укоренились в местных основах социокультурного существования. Они представляют собой портреты различных явлений сакрального значения, которые одновременно разъясняют и узаконивают фундаментальные институциональные формы и практики.
Алексей Д