Является наиболее священным звуком в индуизме, представляет собой олицетворение священного триединства главных божеств индуистского храма – Вишну, Брахмы, Шивы. Неразрывно связан с Атманом (душой) и Брахманом (высшим духом). Мантра может произноситься отдельно, перед началом или окончанием другим мантр и иных священных текстов, сопутствует проведению пуджи и некоторых религиозных церемоний.

В различных течениях индуистской религии звук несет разную символику. В Шиваизме выступает  олицетворением главного божества – Шивы, в вишнуизме символизирует триединство бога Вишну, его спутницы и их почитателя.

Ом (мантра)

Широко употребляется в некоторых Упанишадах и в каждом случае несет свой сакральный смысл. В Чхандохья-упанишаде олицетворяет согласие, познав которое божества стали бессмертными. Мандукья-упанишада соотносит три звука мантры трем состояниям: бодрствования, сна и глубокого сна. В Прашна-упанишаде Ом выступает как соединение высшей и низшей первоосновы всего происходящего во Вслененной.

Мантра используется на практиках йоги. Каждая составляющая звука возникает в различных частях тела человека: берет начало в животе, проходит через грудь и растворяется в макушке. Ом также получил широкое распространение массовой культуре, его произношения и символика упоминаются в художественной литературе, лирических композициях, обложках музыкальных альбомов.

Алексей Д