Нагарджуна, Серебряный змей, – один из 84 махасиддх буддизма, выдающийся мыслитель и основатель религии.

Он родился примерно в 150 году нашей эры в семье брахманов в нынешнем индийском штате Андхра-Прадеш, город Вайдарба, и умер около 250 года нашей эры. Нагарждуна является полумифической личностью, по некоторым преданиям, он жил почти шестьсот лет, однако существует возможность существования двух философов с подобным именем.

В юношестве тот выучился на брамина, практиковал йогу. Он знал Махаяну и Хинаяну, принял в юности обет отречения от настоятеля Наланды Рахулабхадра Сараха. Нагарджуна возвратил от нагов людям «Сутру Праджняпарамиты в ста тысячах строф».

Эта история и прославила Великого учителя. Как говорят легенды, выучившись невидимости, он предавался разврату с женами местного царя, который обо всем узнал. Царь поймал всю компанию невидимок кроме Нагарджуны. После этого угнетенный безнравственностью собственной и мировой, он отправился в монастырь, где многие годы трудился и познавал буддизм. Он вошел в монашество под именем Славный Бхикшу.

В монастыре к нему пришло видение о пустоте дхарм, в котором он извлекал последовательно извлекал из ступы ступу меньшую по размеру, но никак не мог добраться до исходной. И долгое время спустя на него снизошло озарение, что никакого начала, первичной материи, не существует. За это умозаключение Будда наделил его благостью – сутрой Праджня-Парамиты и возможностью спуститься во дворец нагов за оставленными им знаниями.

Он создал Винаю, или кодекс нравственности для буддистов, написал толкования бля множества уже существующих трактатов, облегчая напряженную ситуацию среди верующих на тот момент. В числе его трудов находится и «Фундаментальная мудрость Срединного пути», Муламадхьямака-Карика.

Во времена великого голода среди монахов Нагарджуна обращал медь в золото, тем самым снабжая последователей средствами для существования,  а также давал кров и пищу всем тем, кто приходил в Наланду.

Он жил в южной Индии, на вершине горы Шри Парват, где изучал Дхарму самостоятельно, практиковал и проповедовал буддизм, принимал учеников и странников. Ныне последователи Махаяны считают, что он в просветленности и знании уступал только Будде, но другие пути этого не признают.

Нагарджуна успел прославиться при жизни по всей Индии и за ее пределами, достичь Ваджрадхары и написать собственные тантрические тексты.

Иван Гудзенко