Ксенофан (около 570 – 475 г. до н. э.) – греческий философ, теолог, а также религиозный критик. Он был родом из Колофона, города в Ионии (ныне западная Турция). Одни говорят, что он был сыном Ортомена, другие – сыном Дексиуса. Известно, что Ксенофан процветал во времена 60-й Олимпиады (540 – 537 г. до н. э.).

Историки знают о нём немногое, много информации им удалось извлечь из работ других выдающихся людей того времени. Слова философа часто цитировали, а посему можно сделать вывод, что он был уважаемым человеком среди своих современников и последователей. Ксенофан жил в Ионии до 25 лет, а после начал путешествовать. Философ оставил свой дом навсегда, путь его длился 67 лет, но некоторые источники утверждают, что всё это время он жил в изгнании на Сицилии.

Елегическая и ямбическая поэзия Ксенофана критиковала и высмеивала идеологии некоторых философов, веру в пантеон антропоморфных богов и почитание греками атлетизма. Он заявлял, что писал для будущих поколений, создавая славу, которая достигнет всей Греции и никогда не умрёт.

По словам биографа Диогена Лаэрция Ксенофан писал в гексаметрах, а также сочинял элегии и ямбы против Гомера и Гесиода. Лаэрций также упоминает два исторических стихотворения, касающихся основания Колофона и Елеи, но из них сохранились только названия. В основном в своих работах Ксенофан демонстрирует скептицизм, который стал популярным и более выраженным в IV в. до н. э., и высмеивает традиционные религиозные взгляды своего времени.

Ксенофан поддерживал веру в то, что бог един, это одно вечное существо, сферическое по форме и постигающее все вещи внутри себя; он является абсолютным разумом и мыслью, поэтому движет всеми вещами, но не имеет никакого сходства с человеческой природой ни в теле, ни в уме. Из-за развития этой теории философ часто рассматривается как один из первых пантеистов.