Кашмирский Шиваизм берет свое начало в 8-9 веках н.э. Ее основателем считается святой по имени Васугупта (860-925 гг). Ученые также называют данную религию «реалистическим идеализмом» и «нейтральный монизм». Другое название этой Кашмирского Шиваизма – Трика, так как религия основана на троице – Шиве, Шакти и Ану.

Божества олицетворяют реальность, творческую силу. Последователи религии верят, что только по поле Шивы возможно просветление.

Основа религии – тантрические знания.

Тантра – это эзотерические, неортодоксальные методы и особые тексты (тантры, агамы шиваизма и вишнуизма). Через них человек постигает самопознание, также прибегая к религиозным обрядам, связанных с Шивой.

Основные понятия в этой религии следующие:

  • Ануттара – высшее, которое проявляется во взаимодействии двух сил. Первая – сознание, вторая – самосознание, то есть Шива и Шакти. Верующий видит весь мир игрой, это сознание достигается благодаря милости Шивы. Существует понятие кармы – путь, ведущий к блаженству.
  • Ахам – сосредоточенность на неразделимости Шивы и Шакти. «А» в санскрите – первая буква, «ха» – последняя, что олицетворяет двух божеств.
  • Спанда – понятие, введенное Васугуптой, что расшифровывается как «вибрация сознания». Движение разума в данном случае отличается от физической активности. В религии Спанда – центр, все исходит от нее. Она включает в себя внутренний и внешний мир человека. Так называемое «движение» происходит внутри Высшего Сознания, что не имеет ничего общего со временем и пространством. Смысл Спанды описывается следующими понятиями – воля Высшего Сознания, творческая энергетика, сердце, океан сознания.

Создателем тактик и концепции Кашмирского Шиваизма считается Абхинавагупта, живший в 10-11 веках. Он являлся учеником Атригупты, ученого брахмана.

Арно Сакосян