Филолай был греческим пифагорейским и дократовским философом. Он родился около 470 г. до н. э. в Таренте или, согласно греческому историку Диогену Лаэртию, в Кротоне на юге Италии. После смерти Пифагора в итальянских городах преобладал раскол и Филолай был вынужден бежать сначала в Луканию, а затем в Фивы (Греция).

Филолай был учеником Пифагора, который подчёркивал важность числовых группировок. Особенно его интересовали свойства, присущие декаде, сумме первых чисел. Ученик Платона Спейсипп воспроизвёл учение о первых четырёх числах из книги Филолая. Однако сохранились лишь фрагменты его произведений и предположение о том, что философ был первым систематизатором пифагорейства, широко оспаривается.

Фрагмент 1. «Гармония, как правило, является результатом противоречий, ибо это единство множественности и соглашение разногласий».

Фрагмент 2. «Природа мира – это гармоничное соединение конечных и бесконечных элементов. Сходным является совокупность самого мира и всего, что в нём содержится. Все существа обязательно конечны или бесконечны или одновременно и те, и те. Но все они не могут быть только бесконечными».

Фрагмент 3. «Все вещи содержат число, ибо очевидно, что ничто не может ни мыслиться, ни познаваться без числа. Оно имеет три вида: чётный, нечётный и чётно-нечётный (полученный при смешении двух предыдущих). Каждый из них восприимчив к многочисленным разновидностям».

Фрагмент 4. «Суть вещей вечна. Это уникальная и божественная природа, знание которой не принадлежит человеку. Без вмешательства гармонии формирование порядка мира невозможно».

Филолай утверждал, что в основе всего лежит роль предельного и безграничного, которые объединяются в гармонию. Ему приписывают создание теории о том, что Землю не является центром вселенной.

Согласно источникам умер философ после 400 г. до н. э.

Алексей Д