Лунные циклы от первого дня новолуния, до полного круга луны соответствовали трем этапам женского существования от молодой девочки, затем женщины среднего возраста и потом старой женщины со змеиными волосами и ушами тигра. Юную девушку именовали Белой богиней, престарелую – Красной богиней. В Иш-Чель соединены вместе три богини, у ее супруга также три образа.
Принадлежности для ткачества изображены на верхних головных уборах божества. Дева Иш-Чель показана со змеей скрутившейся на ее голове, имеет отношение к родам и плодородию, она решает пол будущего ребенка, как ребенок будет развиваться в утробе. Ношение змеи подчеркивает ее интуицию, ее силу целительства, владением силой земли. Стоит она, согнувшись на коленях, перед станком, в ее руках нить самого мира.
Мать Иш-Чель является главной в материнстве, связанной с луной, ее называли проматерью всех богов. Женщины обязательно иногда совершали походы на остров Косумель в храм Иш-Чель. Мать восседает на неполной луне, держит символ плодородия Кролика. Она не является здесь целителем, без змеи, так как все свои силы отдает семейной жизни. Старуха Иш-Чель имеет отношение к медицинским наукам, связана с исцеляющими растениями, может лечить.
В культуре племени майя пожилые почитались за их накопленный опыт и умения, они помогали выживать народу. Образ старой женщины дополнен змеей, расположенной на голове, означающей власть над душами. Также имеется горшок, сделанный из глины, полный жидкости и растений. Если божество пребывает в хорошем расположении духа, то культивирует добрую энергию, если в плохом, то она насылает стихии.
Алексей Д